Елена Щетинова
Реализация технологии «Портфолио дошкольника» в практике дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация – консультация для воспитателей.
На тему: «Реализация технологии «Портфолио дошкольника» в практике дошкольного учреждения»
1 слайд.
Личностно – ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребёнка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Побуждает педагогов к поиску содержания, средств и педагогических технологий, что позволяет ему реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Технология «Портфолио дошкольника» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно – ориентированный подход в образовании. Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологии работы.
Публикация «Реализация технологии „Портфолио дошкольника“ в практике дошкольного учреждения» размещена в разделах
Термин «Портфолио» вошё л в нашу жизнь прочно и трактуется широко: от «визитной карточки» до «пакета документов». А что же такое «Портфолио дошкольника»?
2 -3 слайд.
Современные подходы к определению понятия портфолио.
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребёнка за определённый период.
Портфолио – образовательная технология, обеспечивающая личностно – ориентированный подход воспитания.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни.
4 слайд.
Нормативные документы, регламентирующие внедрение технологии «Портфолио»
Письмо Министерства образования России от 02.06.1998г. №89/34 – 16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий.
Письмо Министерства образования России от 25.01.2001г. №90/30 – 16 «Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй»
Письмо Министерства образования России от 07.01.1999г. №23/16 «О порядке проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»
6 слайд.
Цель технологии «Портфолио дошкольника»
Формирование личности ребёнка, открытие ребёнком своего «Я» : своих чувств, переживаний, побед, открытие большого мира через призму детского восприятия
Увидеть картинку значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте
Показать его способность практически применять приобретённые знания и умения
7 слайд.
Задачи технологии «Портфолио дошкольника»
Расширять возможности развития и саморазвития.
Поощрять активность и самостоятельность
Развивать навыки оценочной (самооценочной) деятельности детей
Формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность
Решение этих задач способствует формированию у дошкольников – будущего первоклассника – универсальных учебных действий при переходе на новую образовательную ступень – НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
8 слайд.
Преимущества технологии «Портфолио дошкольника»
Происходит интеграция количественной и качественной оценок
Происходит перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку
Направлена на сотрудничество: воспитателя, дошкольника, семьи, педагогов – коллег
Эта форма непрерывной оценки, способов совершенствования образовательного процесса
9 слайд.
Функции технологии «Портфолио дошкольника».
1. Диагностическая – фиксируются изменения, и рост за определённый период времени.
2. Целеполагательная – создание портфолио поддерживает образовательные цели, поставленные автором задачи.
3. Мотивационная – поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов.
4. Содержательная – материалы портфолио раскрывают весь спектр выполняемых работ.
5. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса воспитания, обучения и развития год за годом.
6. Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений ребёнка.
10 слайд.
Портфолио дошкольника (период накопления материалов 2-4 года)
По направленности – это собственность ребёнка.
По целеполаганию – достижений, накопительный.
По времени создания – краткосрочный, долгосрочный, среднесрочный.
По оформлению – печатный (папка с файлами, электронный, раскраска.
По содержанию – документы (сертифицированные, индивидуальные достижения, творческие работы).
Координацию деятельности по созданию портфолио осуществляет ВОСПИТАТЕЛЬ!
11 слайд.
Портфолио могут быть самыми разнообразными. По своей принадлежности они подразделяются на:Портфолио педагога, детского сада.
Но сегодня я представлю портфолио дошкольника
В зависимости от цели портфолио подразделяются на :
Накопительные (информация о результатах деятельности группы, ребенка)
Проблемные (содержат информацию по актуальным вопросам)
Тематические (отражают опыт деятельности ребенка, группы по определенной теме)
12 слайд.
По оформлению портфолио бывают :
• печатными (одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек).
• Портфолио – раскраска. Не всегда у педагогов и родителей хватает времени, умений для помощи в оформлении портфолио. Поэтому портфолио – раскраска способна облегчить труд взрослых. Страничку можно отксерокопировать, предложить детям раскрасить. У детей создаётся настрой и желание
• Электронное портфолио (Power Point, Word, web –сайт и др.). Электронный портфолио является одним из новых видов. Это портфолио, основанный на применении современных информационных технологий. Электронный портфолио мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое. Современные родители больше готовы к данному виду. Электронное портфолио привлекает ребёнка, потому что оно более красочное, возможны спецэффекты, а также использование аудио и видео записей.
13 слайд.
По времени создания портфолио (в зависимости от цели, вида и необходимости) : бывают краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными.
14 слайд.
Варианты раздела портфолио дошкольника
«Давайте познакомимся» (Фамилия, мя, отчество, дата рождения, знак зодиака)
15 слайд.
"Я расту" (антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни);
16 слайд.
"Моя семья" (рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии);
17 слайд.
"Почитай-ка" (список любимых книг ребенка, рисунки по произведениям);
18 слайд.
"Награда для героя" (дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях);
19 слайд.
"Умелые ручки" (поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ);
20 слайд.
"Грани таланта" (особые таланты и склонности ребенка в одной или двух областях);
"Скоро в школу" (фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе).
21 слайд.
НАЧАТЬ НАДО с работы с родителями! Они должны наполнить первые страницы Портфолио, чем заинтересовать ребенка в продолжении деятельности по наполнению уже им самим своего Портфолио. Поэтому, сначала должна проводится работа воспитателя с родителями!
Система внедрения технологии в работу ДОУ с родителями.
Индивидуальная работа педагога по ознакомлению родителей с технологией «Портфолио дошкольника»
Ознакомление родителей с портфолио ребёнка
Консультативная помощь по оформлению портфолио
Система внедрения технологии в работу ДОУ с детьми.
Рассматривание образца портфолио
Индивидуальная беседа с ребёнком (мотивация для последующей работы)
Индивидуальная работа с ребёнком по совместному наполнению портфолио.
Рекомендуемая литература.
1. Хабарова Т. В.
Педагогические технологии в дошкольном образовании. «Детство – пресс», 2012.
2. Белая К. Ю.
Портфолио участников образовательного процесса. В ДОУ. УЦ Перспектива,2011
3. Кочкина Н. А. Чернышова А. Н. Портфолио в ДОУ. Скрипторий -2009.