Светлана Сорокина
Реализация личностно-ориентированного подхода в логопедической работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывают личностно-ориентированные технологии взаимодействия ребенка и педагога. Эти технологии соответствуют организации воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса [7].
Данный факт находит свое отражение в таких документах как:
• Ст. 2 Закона РФ «от образовании» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;
• Концепция модернизации российского образования;
Публикация «Реализация личностно-ориентированного подхода в логопедической работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
• Приказе № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками с ОНР относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Однако в специальной литературе указаны такие формы работы, которые не учитывают интересов и индивидуально-личностных особенностей детей. При обучении связной речи предлагается составлять предложения, короткие тексты по картинкам и сюжетной картине и т. д. Не все дети способны с одинаковым интересом работать по таким формам, а, следовательно, эффективность логопедической работы существенно снижается.
Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой, которая выражается в противоречии: с одной стороны, из-за несовершенства лексико-грамматической системы, ребенок не способен строить связное высказывание, что требует последовательного накопления языковых моделей на определенном лингвистическом материале, с другой стороны, личностно-ориентированные технологии предполагают индивидуализацию логопедической работы с каждым ребенком с учетом его интересов и потребностей. То есть, не все дети в группе будут с одинаковым интересом работать в соответствии с существующей программой логопеда, что свидетельствует о необходимости изменения модели формирования связной речи дошкольников с ОНР.
Решением данной проблемы стало обучение детей навыкам владения связной речью в театрализованной деятельности. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Таким образом, в моей работе особое значение приобрело применение личностно-ориентированных технологий, а именно включение детей с ОНР в театрализованную деятельность.
Таким образом, целью работы является разработка модели личностно-ориентированного обучения связной речи дошкольников с ОНР через вовлечение их в театрализованную деятельность.
Задачи педагогического проектирования:
1) изучить логопедическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2) осуществить поиск эффективных форм организации логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР;
3) совершенствовать модель коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи с позиций личностно-ориентированных технологий;
4) провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе разработки модели.
Задачи по образовательным областям:
«Коммуникация»
1) Закрепить умения самостоятельно составлять истории на различные темы;
2) Формировать навык контроля за собственной речью.
«Познание»
1) Развивать умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать по величине, форме, строению, цвету;
2) Развивать логическое мышление;
3) Развивать зрительное внимание и память.
«Здоровье»
1) Повышать уровень осознанного выполнения движений детьми, потребности в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками;
2) Поддерживать самостоятельность в организации подвижных игр.
«Труд»
1) формировать бережное отношение к игрушкам, книгам
«Чтение художественной литературы»
1) формировать, уточнять и обогащать нравственные представления на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы и др.
Ожидаемые результаты.
• обогащение опыта детей с ОНР впечатлениями из жизни, раскрытие индивидуальности каждого ребенка;
• умение детей связно передавать предложенный сюжет, владеть структурой связного высказывания в процессе инсценировки.
В нашей работе мы используем такие понятия как:
Cвязная речь – совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Театрализация – это очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.