Светлана Мезенцева
«Развивающий центр» в подготовительной группе ДОУ
Всем нам известно, что предметно-развивающая среда является одним из главных компонентов успешной работы. Вопрос организации предметно-пространственной среды дошкольного образования на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Публикация «„Развивающий центр“ в подготовительной группе ДОУ» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2017
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.
Вот и я приложила все усилия, чтобы наши дети развивались и радовались каждому дню, проведенному в детском саду.
Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально- практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
Предметно-развивающая среда в детском саду должна создавать условия для познавательного развития ребёнка. Любая предметно-развивающая среда состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Вот и я хочу поделиться с вами, как мы организовали Развивающий центр в нашей группе.
Создавая развивающий центр в группе для детей мы поставили для себя следующую цель – создание условий для развития познавательной активности, любознательности у детей старшего дошкольного возраста.
Развивающий центр в группе призван выполнять следующие практические задачи:
- Способствовать развитию зрительного внимания, памяти, логического мышления, конструктивных и творческих способностей;
- Развивать связную и грамматически правильную речь, совершенствовать знания, умения и навыки дошкольников по разделу «Обучение грамоте»;
- Прививать эстетическое восприятие детей через дидактические игры и наглядный материал;
- Формировать социально коммуникативные умения, самостоятельность;
- Воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению поставленной цели;
Наш Развивающий центр позволяет не только выполнять указанные выше задачи, но и формировать у ребёнка гармонично развивающуюся личность. Ведь ребенок - это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.
Развивающий центр в группе оформлен в соответствии с требованиями СанПина, а также исходя из возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей реализации их познавательной деятельности. Он обеспечивает возможность общения совместной деятельности детей и взрослых, содержательно насыщен, трансформируем, полифункционален (наличие предметов-заместителей, вариативен (разнообразие дидактических игр, развивающих игр, иллюстрированной литературы обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых игр, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую деятельность детей, доступен и безопасен. Развивающий центр соответствует требованиям ФГОС, а также рекомендациям авторов программы «От рождения до школы».
Группа у нас не большая, старались всё уместить, но и не перегружать пространство большим количеством пособий не стали.
Вот, что у нас получилось.
Развивающий центр находится в хорошо освещенном месте группы.
Центр требует частичной изоляции, наличия заданий различной сложности. Игровой материал расположен на открытых полках, он расположен так, чтобы дети не мешали друг другу. Так же подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
В «Развивающем центре» содержится большое разнообразие дидактических и развивающих игр :
- д/и по экологическому воспитанию – это развитие познавательно-исследовательской деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; расширять представления о многообразии природных явлений, объектах, о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе;
обогащать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира); формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и мира природы поведения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
В календаре наблюдений дети нашей группы уже самостоятельно фиксируют свои наблюдения определенными значками – ведь работа с календарем развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников.
Особо дети любят самодельную игру «Логический экран» - она очень увлекательна, содержит очень много заданий по всем 5 образовательным областям ДО и дети самостоятельно могут проверить свои знания.
- игры для развития ФЭМП – эта часть центра несет в себе решение следующих задач: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать для себя игру по интересам.
В нашем центре представлено большое разнообразие игр – на развитие порядкового и количественного значения чисел, усвоение счета и отсчета, а также всех психических процессов у детей старшего дошкольного возраста – внимания, произвольной памяти, операций логического мышления – умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, объединят; развитие воображения и речи.
- пособия и дидактические игры по обучению грамоте и чтению (д/и по обучению грамоте, буквы с цветовыми обозначениями гласных, согласных, твердых, мягких, глухих и звонких звуков, схемы звукового состава слова и различные игры Воскобовича). Дети нашей группы знакомятся и совершенствуют свои знания о слогах и слияниях букв, слогового чтения, чтения простых слов. В д/играх совершенствуются процессы внимания, памяти, расширяется словарный запас. Ребёнок узнает значение незнакомых слов, постигает в процессе игр алгоритм словообразования, придумывает новые слова, а также знакомится с орфографическими исключениями родного языка.
- материалы для развития у детей графических навыков; (см экспозицию)
- материалы на развитие мелкой моторики рук – практически все игры задействуют ручки ребят. Игра «Яблонька», «Счетовозик», «Теремки» и другие представленные в Центре игры (см экспозицию) - координация «глаз-рука», точные движения кистей рук и детских пальчиков.
В своей педагогической деятельности я использую также развивающие игры Воскобовича. Это очень удобно, так как у игр имеется широкий возрастной диапозон – одна и таже игра привлекает детей разного возраста, это достигается посредством того, что у каждой игры есть упражнения в одно-два действия для детей младшего возраста, так же и сложные многоступенчатые задачи для детей старшего дошкольного возраста.
Игры многофункциональны – так как с помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети совершенствуют свои знания и осваивают цифры и буквы, цвет и форму, тренируют мелкую моторику рук, совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение.
Игры содержат конструктивные элементы – «Волшебная восьмерка»-конструирование цифр по схеме, по словесной модели, «Счетовозик», например в «Геоконте» средством конструирования выступает динамичная «резинка», отличительные возможности имеет игра «Квадрат Воскобовича». Интерес детей к сказкам – это дополнительная мотивация к играм, и дети с удовольствием играют в них, сопереживают и помогают сказочным героям.
Очень интересные игры по обучению чтению – «Теремки» и «Забавные буквы из Буквоцирка» - это и закрепление знаний детей подготовительной группы о звуках и буквах, гласных и согласных букв, разделение звуков на твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Так же игры соответствуют рекомендациям авторов программы «От рождения до школы».
В Центре также имеется магнитная доска, которая оформлена по сказкам Фиолетового леса – она очень удобна и многофункциональна: она применяется как на занятиях с детьми, так и с самостоятельной деятельности детей и в сюжетно-ролевых играх, например таких как «Школа», «Детский сад».
В нашем Развивающем центре имеется также :
- магнитная и школьная доска,
- мел, указка,
- иллюстративный материал содержится практически во всех д/и методических пособиях для детей старшего дошкольного возраста – дети очень любят работать с серией «Готов ли ребёнок к школе», ведь они будущие первоклассники и применяют иллюстрации в сюжетно-ролевой игре «Школа».
- глобус, модели космического пространства,
- детские энциклопеции и познавательная, детская жудожественная литература – в этой части центра находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Книжный обмен зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению.
Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. В свободное время дети рассматривают данную литературу, обязательно возникают вопросы, на которые мы воспитатели даём им ответы.
- д/и по развитию знаний о своем родном городе, о достопримечательностях города – развитие чувства патриотизма;
- лото;
- шашки и шахматы;
- домино;
- разнообразная мозаика;
- пазлы различной величины и тематики;
- циферблат часов и интересная д/и по обучению дошкольников времени и ориентировке в пространстве;
- использование современных технических средств – это конечно любимый вид деятельности для современных детей.
В Центре мы используем ноутбук, аудиотехнику, и компьютерный стол с разнообразными развивающими играми, которые соответствуют возрастным особенностям, требованиям программы и позволяют развивать ребёнка всесторонне.
В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Развитие ребёнка лучше всего проходит через игровую деятельность. И мы для этого создаем все условия.
Одна из задач воспитателей - создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить
себя. Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности сделано руками воспитателей.
Организация центра в соответствии с ФГОС помогла сделать нашу группу привлекательной для детей, они стали более инициативны и самостоятельны. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности.
Предназначение педагога - дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый ребёнок, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.
И для нас, воспитателей, лучшей оценкой нашей работы является фраза ребё нка: «Мама, зачем ты так рано пришла за мной, я еще хочу остаться в детском саду!»
Спасибо за внимание!