Наталья Сарыг-оол
Консультация «Развивающие игры Б. П. Никитина»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающие игры Б. П. Никитина». (слайд1)
Цель: Познакомить педагогов с развивающими играми Б. П. Никитина, их использованию, как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста.
Материал: игры Б. П. Никитина : «Сложи узор».
Ход
1. Вводное слово.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нам приятно видеть вас.
Сегодня я хочу познакомить с развивающими играми Б. П. Никитина и поиграть в них вместе с вами.
Публикация «Консультация „Развивающие игры Б, П, Никитина“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
«Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!» (Б. П. Никитин) (слайд2)
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр. (слайд3)
В развивающих творческих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям".
Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- Стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста;
- Создавать условия, опережающие развитие способностей;
- Самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;
Игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- играя в игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Этапы работы с кубиками:
На начальном этапе дети раннего возраста составляют башенки, пирамидки. Дети выкладывают простые фигуры с разным сочетанием цветов (2-3 знакомых цвета). Дальше кубики сортировать по цвету, считать и строить из них. Постепенно воспитатель усложняет задания, увеличивает количество цветов. Показывает как играть, составить простой узор и повторить. (слайд 4)
2. Основная часть. Знакомство с развивающими играми Б. П. Никитина.
К развивающим играм Никитина относятся игра : «Сложи узор». (слайд 4)
Игра «Сложи узор»
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
Я буду читать текст сказки, а вы по ходу выкладывать соответствующие узоры.
«Сказка про золотую рыбку» (слайд 5)
Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ(6) и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ(7). И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный лес. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК(8, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой цветочной поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ(9). Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА(10). Они сели в ЛОДКУ(11) и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА(12). Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!
Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.
4. Спасибо за внимание! (слайд 13)