Полина Морарь
Развивающие игры Б. П. Никитина
▼ Скачать + Заказать документы
Бориса Павловича и Лену Андреевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.
Никитин был сторонником идеи Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Он предположил, что способность к развитию тех или иных способностей не является константой. В разные возрастные периоды ребенок наиболее восприимчив к овладению теми или иными навыками и способностями, если не успеть их развить именно в этот период, определенные участки мозга, отвечающие за данные навыки, начинают атрофироваться. Несмотря на то, что данная теория не получила окончательного доказательства, современные исследования установили, что способности ребенка, развитие которых стимулировали в раннем возрасте, получают спустя годы наиболее успешное и глубокое развитие.
Публикация «Развивающие игры Б, П, Никитина» размещена в разделах
Лучший способ усваивания новой информации, как считал Никитин, это рассказ о чем-то, демонстрация и возможность потрогать и опробовать. И поэтому основным инструментом в интеллектуальном развитие детей по системе Никитиных стала игра, как способ обучения, познания мира, как мотивация, как метод проявления индивидуальных качеств.
Никитин разработал целый ряд развивающих игр для детей любого возраста. Они способствуют развитию у ребенка таких интеллектуальных качеств как память, внимание, логика, воображение, творческие навыки, терпение и усидчивость.
Никакой определенной программы обучения нет, ребенок просто погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности.
Особенности всех развивающих игр Никитиных заключаются в следующем:
1. Развивающие игры Никитиных представлены в виде головоломок, кубиков, конструктора, таблиц и логических задачек, решение которых способствует развитию у малышей логического и образного мышления.
2. Задания имеют различный уровень сложности подходящих как для детей двух- или трехлетнего возраста, так и для школьников старших классов.
3. По мере выполнения заданий их сложность должна возрастать по принципу от простого к сложному.
4. Задачи, которые должен выполнить ребенок, предлагаются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации и позволяют ребенку самому проверять точность выполнения задания.
5. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше. Нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.
6. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.
7. Взрослый не должен выполнять задания за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Ребенку надо предоставить возможность думать самостоятельно.
8. всячески хвалить малыша за правильное решение, проявлять искреннюю заинтересованность. Это поддерживает у ребенка интерес к игре, заставляет его двигаться вперед к освоению нового.
9. Не доводите занятия с ребенком до того, что ему больше не хочется играть. Сразу же заканчивайте игру, как только появляются первые признаки усталости, не ждите пока малыш потеряет интерес к игре. Лучше закончить занятие на позитивной ноте.
Коротко о самых популярных играх Б. Никитина
Рамки и вкладыши Монтессори. Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал, прямоугольник и так далее. Основная задача - подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать.
Сложи узор. Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. С такими маленькими детишками из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого малыш приступает к выполнению простых узоров.
С этим набором можно заниматься по книгам «Чудо – кубики. Альбом с заданиями для игры «Сложи узор» для детей 2-5 лет и «Чудо – кубики – 2. Альбом с заданиями «Сложи узор» для детей 4-8 лет.
Сложи квадрат. Эта игра-головоломка для детей от двух лет. В игру входит по 12 разноцветных квадратов, разрезанных на части: из двух прямоугольников, из двух треугольников и т. д. Ребенку нужно вновь собрать квадраты из разрезанных частей.
Уникуб. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. "Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам. Игра предназначена для детей от 1,5 лет.
Точечки. На квадратные разноцветные карточки нанесены точки от нуля до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т. д.
Кубики для всех. Игра состоит из небольших кубиков, разным способом склеенных друг с другом в виде 7 фигурок, различных по форме и окрашенных в определенные цвета. Из таких фигур нужно сооружать по предложенным рисункам-заданиям различные модели, напоминающие куб или параллелепипед, дома, машинки, фигуры животных и т. д. Малыши могут строить свои модели, используя только 2-3 фигуры.
Дроби. Игра предназначена для детей от 3 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок. На каждой расположено по 4 одинакового размера круга разных цветов. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.