Людмила Потапенко
Развивающие игрушки для самых маленьких
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игрушки позволяют с самого младшего возраста закладывать определенные навыки у ребенка. Такие детские игрушки помогают развить память, мышление и воображение, быстрее освоить речь, сформировать понятие формы, фигуры и цвета.
Игрушки для детей играют важную роль в их развитии. С помощью игрушек для развития познают окружающий мир, знакомятся с формами и цветами, развивают логику, память и творческое мышление. К выбору развивающих игр и игрушек взрослым стоит подходить серьезно и продуманно.
Публикация «Развивающие игрушки для самых маленьких» размещена в разделах
Предпочтения родителей в данном вопросе различаются: одни доверяют проверенной годами классике, а другие стараются приобретать модные детские развивающие игрушки. Развлечения могут быть полезными и недорогими, например, современными производителями предлагаются разнообразные интеллектуальные головоломки и логические игры для маленьких детей.
Выбирая игрушки для ребенка 2-5 лет, следует учесть, что уже с 1,5 года он стремится использовать все предметы по назначению. Он подражает родителям, имитируя их поведение. Детям надо приобретать игрушки, которые помогут им совершенствовать различные навыки, изучая каждый день что-то новое.
Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость развития речевой функции от совершенствования тонких движений пальцев рук. И если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, ускоряя созревание речевых областей коры.
Матрешка – это народная дидактическая игрушка. Дидактическая – означает «обучающая». Чему же она обучает и что развивает у маленьких детей?
• Игры с матрешками развивают мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость малышей.
• Дети на занятиях с матрешками осваивают представления о величине предметов и о действиях с ними (большую матрешку невозможно вложить в меньшую по размеру, развивается восприятие (нужно соединить рисунок на двух половинках матрешки так, чтобы он совпал).
• Малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать – собрать, учатся делать действия в определенной последовательности, что развивает память (им нужно запомнить последовательность действий, а затем повторить действия взрослого).
• Малыш также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.
Матрешка – особая игрушка, ведь она изображает человека. Поэтому можно большую матрешку называть матрешкой — «мамой», а маленькие – матрешками – «дочками». Есть даже специальные матрешки, изображающие семью – дедушку, бабушку, маму, папу и их деток. С матрешками можно разыграть любой сюжет – матрешки принимают гостей, матрешки гуляют, матрешки танцуют, матрешки поехали на машине в магазин и любые другие бытовые сценки.
Деревянные кубики
Это одна из самых старых развивающих и обучающих игрушек для малышей раннего возраста. Комплект подобных «кирпичиков» помогает детям 2 — 3 лет развивать моторику, фантазию, внимательность, а также аккуратность, ведь кубики нельзя скрепить между собой. Если на гранях имеются специальные картинки, то ребёнок при помощи взрослых скорее сможет выучить буквы и цифры. К тому же с помощью разноцветных кубиков можно запоминать цвета, а если игрушки разного размера, то и понятия «больше-меньше». Наиболее подходящими для двух- или трёхлетних ребятишек считаются деревянные кубики, поскольку этот материал отличается экологичностью и натуральностью, а постройки будут дольше сохранять устойчивость. Чаще всего изготавливают кубики из буковой, липовой и берёзовой древесины, затем их ошкуривают и покрывают акриловой краской. Кстати, в продаже имеются кубики не только привычной формы, но и бруски, трапеции и треугольники, которые помогут малышу почувствовать себя настоящим архитектором. Плюсы: развитие многих психических качества; универсальность игрушки; возможность использования на протяжении нескольких лет; натуральность материалов. Минусы: важно отслеживать, чтобы ребёнок не бил кубиком себя или других ребятишек, поскольку острыми краями можно нанести травму. Показывайте, как можно играть с кубиками. Объясняйте, что из этих «кирпичиков» можно построить любое здание: замок для куклы, гараж для автомобиля, крепость для солдатиков. Если кубики цветные, в процессе игры называйте оттенок кубиков. Это научит малыша скорее соотносить название цвета с предметами.
Пирамидка, при всей своей простоте, многофункциональна, она:
развивает мелкую моторику, знакомит малыша с разнообразием цветов, размеров и форм предметов, способствует развитию логики, внимания и памяти.
Игра «Шнуровка»
Цель игры: Развивать мелкую моторику, научить ребёнка подбирать шнурки по цвету, вставлять их в отверстия, протягивать.
Задачи: Воспитывать у детей усидчивость, целеустремлённость, развивать мелкую моторику, речевую активность, внимание, логическое мышление.
Игра «Бизиборд»
Бизиборд — развивающая доска для детей, которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепок и прочих предметов, которые могли бы заинтересовать ребенка.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого и логического мышления, самостоятельности; помогать в освоении бытовой деятельности; способствовать формированию умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, молний, щеколд.
Игра «Вкладыши»
Задачи: развивать умение детей различать предметы по силуэтам, подбирать предметы по форме и размеру; обогащать словарный запас, расширять представления о явлениях и предметах окружающего мира; формировать умение ориентироваться на плоскости; развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию, тактильные ощущения, целостное восприятие, познавательный интерес.
Игра «Мозаика»
Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки, развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне.
«Сортер»
Главная цель сортера – научить ребенка логически мыслить. Путем сортирования деталей малыши не только мыслят, но и подключают аналитические умения, память, цветосочетание. Каждый сортер имеет свои особенности, поэтому подобрать его можно для любого возраста и степени развития. Игрушка-сортер имеет следующий вид – сортировочная основа для распределения фигур по какому-либо признаку – чаще всего это цвет, размер, форма. Панель-основа может представлять собой рамки, столбики (по типу пирамидки, объемные фигурки (домики, шары, кубы). Второе название этой игрушки – сортировщик, в чем собственно, и суть всей игры. Принципиальное отличие от простой сортировки в том, что здесь существуют точные контуры и цветовая гамма, что не позволяет произвольного сортирования, и требует от ребенка точности и результата.
Игра «Сложи узор» развивает пространственное воображение, сообразительность, логическое мышление, навыки счета, графические способности, цветоощущение, умение анализировать.
В комплекте с кубиками входят альбомы с заданиями. Для игр с малышами идеально подойдет альбом заданий «Сложи узор для малышей» В альбоме представлены задания первого уровня сложности. Кубики на схемах нарисованы в масштабе 1:1, границы кубиков четко прорисованы. Простые задания-схемы и веселые картинки помогут малышам развиваться, играя. С альбомом занятия пройдут гораздо увлекательнее! Когда малыш будет накладывать кубики на картинки-схемы, изображения будут оживать, превращаясь в рыбок, паучков, звездочки и т. д. Задания в альбоме расположены в порядке возрастания сложности, поэтому советуем делать их по порядку.
Вариантов подобных игровых приспособлений множество, причём изготавливаются они из различных материалов, бывают разной формы и сложности. Самое важное условие – покупать игрушки с крупными деталями, чтобы ребёнок не смог проглотить их во время игры.