Анжелика Алесенкова
Консультация «Развиваем речь играя»
Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
В раннем возрасте общение ребенка со взрослыми ограничено рамками семьи.
Публикация «Консультация „Развиваем речь играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речевое сопровождение игры значительно расширяет ее возможность, позволяет перевести предметные действия с сюжетными игрушками в план общения, открывает возможность построения диалогов между партнерами, планирования игры.
Если ребенок еще не умеет говорить, взрослый делает это за него, обращаясь к игрушкам от его имени. Он задает куклам вопросы, предлагает что-то, комментирует действия, сопровождает их ласковыми словами, песенками или стихами.
Например, во время укладывания куклы спать, воспитатель приговаривает:
Вот тебе под спинку-
Мягкую перинку.
Сверху на перинку-
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки-
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Очень важно, чтобы речь взрослого была не только развёрнутой, но и эмоционально окрашенной, интонированной, сопровождалась мимикой, жестами. После того как ребенок начнет узнавать стихотворение, можно делать паузы во время чтения, с тем чтобы дать ему возможность самому произнести несколько слов в конце строки. Дети с удовольствием подражают взрослому и постепенно сами начинают обращаться к игрушкам, сначала используют короткие слова (на, спи, топ-топ и др., а затем и более развернутые высказывания. Воспитатель демонстрирует игровое действие, комментирует его и подсказывает малышу, что нужно сказать игрушке: «Вот какая киска пьет из чашечки, хочет тоже попить? Возьми чашечку. Давай скажем: «Пей, киска, молочко. Молочко вкусное»
Стимулировать общение с персонажем нужно с помощью обращений к ребенку от их имени. Например, можно сказать от имени куклы: «Я хочу покачаться на качелях» или попросить от имени петушка: «Сережа, дай мне зернышек» Малышей, которые уже умеют говорить, время от времени следует побуждать обращаться к персонажам. («Давай скажем мишке, что пора кушать»)
К трем годам дети овладевают условными предметными действиями, посредством которых они развертывают самостоятельную игру. Действия с предметами «понарошку» подготавливают возможность понимания ребенком, что он и сам в игре может быть кем-то иным-мамой, доктором и т. п. Трехлетний ребенок уже способен овладеть ролью более сложным смысловым и структурным узлом игры.
В младшем дошкольном возрасте круг лиц, входящих в общение с ребенком, быстро растет: малыши вступают со сверстниками. Средние и старшие дошкольники часто объединяются для совместных игр, у них появляется потребность рассказать что-то товарищам, поделиться с ними впечатлениями и переживаниями об увиденном или услышанном.
Усвоение ребенком звуковой стороны слова - сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и правильное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, анализ его звуковой и слоговой структуры, активные действия со словами (собственное рифмотворчество, формирование интереса к слову. Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребенка с окружающими в различных видах деятельности.
В процессе игр, воспитатель учит детей понимать и употреблять слова термины слово и звук, выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова. Внимание дошкольников специально обращается и на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания (короткие и длинные слова). Знакомясь со звуковой формой слова, ребенок учится анализировать его слоговое строение, выделять ударение в слове.
Ознакомление детей со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению к грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка, а также предпосылка к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения детьми словообразованием, осознание связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснить и толковать значения слов.
Особое место в развитии речи детей занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение т. к. расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить их различия и т. д.
Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, сообразительность.
Особое значение в развитии речи детей занимает познавание окружающего мира. Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Ролевое поведение всегда имеет два аспекта: первый – характерные для роли действия с предметами (доктор делает укол, шофер ведёт машину и т. п.); второй – «ролевая» речь, обращенная к партнеру (доктор узнает у пациента, что его беспокоит, учитель спрашивает ученика и выслушивает его ответ). Поэтому, чтобы полноценно владеть игровой ролью, ребенку необходимо уметь не только осуществлять определенные условные предметные действия, но и говорить с партнером как носителем другой роли (как «доктор» с «пациентом», а не как Петя с Машей) т. е. уметь развёртывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Принимая на себя роль в игре, ребенку необходимо уметь соответственно реагировать на действия и речь носителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью (например, доктор должен по-разному взаимодействовать и разговаривать с пациентом и с медсестрой, т. е. уметь изменить в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнера.
Используемая литература.
1. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада – 3-е изд., перераб. и доп. – м. : просвещение, 1980.-240 с., ил.
2. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. пед. наук. В. И. Селиверстова. М., «Просвещение», 1974.
3. Игры и игровые упражнения для развития речи : Кн. для воспитателя дет. сада. Из опыта работы/ под ред. В. В. Гербой – 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1988.-64 с., ил.
4. Логопедическая работа в специальном детском саду. Под ред. Т. Б. Филичева; Н. А. Чевелева – М. : «Просвещение», 1987.
5. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя : Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – м. : Просвещение, 1979.- 127 с., ил.