Нелли Асочакова
«Развиваем речь детей вместе». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - этап активного речевого развития. В формирование речи ребёнка большую роль играет его окружение. Взрослый выполняет в общение с ребёнком чрезвычайно важные роли в развитии его самосознания и уверенности в себе.
Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Как бы ни были заняты родители, необходимо всё же выслушать ребёнка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т. д. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствия от общения со взрослым, обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки в словах.
Публикация «„Развиваем речь детей вместе“, Консультация для родителей» размещена в разделах
Не стоит ждать, пока, ребёнок научится делать это самостоятельно, запоминая фразы которыми вы общаетесь в семье. Уделите несколько минут в день речевому развитию своего малыша. Чтобы занятия с детьми были не в тягость а в радость предлагаем вам соединить развитие речи и игру. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, Ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книги и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные слова и
угостим друг друга».
Ребенок называет «вкусное» слово
и «кладет» вам на ладошку, затем
вы ему, и так до тех пор, пока все
не «съедите». Можно поиграть в
«сладкие», «кислые», «соленые»,
«горькие» слова.
«Я заметил»
«Давай проверим, кто из нас самый
внимательный. Будем называть
предметы, мимо которых мы проходим; а
еще обязательно укажем, какие они.
Вот почтовый ящик – он синий. Я
заметил кошку –она пушистая. Ребенок
и взрослый могут называть увиденные
объекты по очереди.
В эту игру можно поиграть, по дороге из
детского сада (в детский сад).
«Отгадай предмет по его
частям»
- Четыре ножки, спинка,
сиденье.
- Корень ствол, ветки, листья.
- Носик, крышка, ручка,
донышко.
- Корень, стебель, листья,
лепестки.
«Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок
отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется?
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот.
Пусть ребёнок говорит, что умеет делать
животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Один- много»
Предложите ребёнку назвать предметы во
множественном числе
Рыба -рыбы
Стакан -стаканы
Утка - утки
Лист -листы
Угол -углы
Стул -стулья
«Большой – маленький»
Попросите ребёнка назвать
предметы маленького размера.
Стол-столик
Кот-котик
Телефон-телефончик
Палка-палочка
Сумка-сумочка
Носок-носочек
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем
личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.
«Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи
может стать просмотр мультфильмов. Начните
вместе с малышом смотреть интересный
мультфильм, а на самом захватывающем месте
«вспомните» про неотложное дело, которое вы
должны сделать именно сейчас, но попросите
ребенка рассказать вам позже, что произойдет
дальше в мультфильме и чем он закончится.
Не забудьте поблагодарить вашего
рассказчика.
«Говорим по-разному»
Попробуйте один и тот же
детский стишок прочитать
сначала обычным голосом, потом
очень быстро и очень медленно,
басом и тоненьким голоском,
делая ударение не на тех словах,
на которых нужно. Изменив
интонацию, можно безобидное
стихотворение прочитать как
страшную историю или как
телевизионный репортаж. Если
получится, попробуйте
использовать иностранный
акцент.
Упражнение «Хлопни, когда
услышишь»
Взрослый произносит разные
гласные и просит хлопнуть в
ладоши, когда ребёнок услышит
звук (У, А, И, Ы).
Упражнение «Слушай
внимательно! Произноси
старательно!»
Взрослый предлагает ребёнку
произнести звук «О» столько раз,
сколько раз он постучит
карандашом (ударит в бубен,
барабан).
«Раскрась и назови»
Предложите ребёнку раскрасить
предметы, озвучивая свои действия.
Я раскрашиваю цветок. Я беру жёлтый
карандаш и раскрашиваю серединку. Я
кладу жёлтый карандаш и беру красный.
Я раскрашиваю лепестки красным
карандашом. Я кладу красный карандаш
и беру зелёный. Я раскрашиваю
стебелёк зелёным карандашом.
«Больше –меньше»
Пусть ребёнок назовёт. Какой из
предметов больше, а какой меньше.
Что больше ведро или чашка?
Ведро больше чашки.
Что меньше сумка или чемодан?
Что больше яблоко или дыня?
Что меньше муха или бабочка?
Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. А ещё развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Родителям важно следить за своей речью : говорить выразительно и внятно. Ежедневно читать ребёнку книги, побуждая к пересказу прочитанного.