Гумжачева Елизавета
Развитие коммуникативных способностей младших школьников через музыкальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б. М. Бим - Бада общение определяется как взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация».
Публикация «Развитие коммуникативных способностей младших школьников через музыкальную деятельность» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Коммуникативные качества - это способность ориентироваться в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, умениях, навыках, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия.
Главной задачей, стоящей перед учителями на сегодняшний день, является повышение эффективности обучения в школе, и в тоже время, обеспечение условий, необходимых для преодоления появляющихся при этом у школьников трудностей. Не секрет, что современные школьники испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям, к незнакомому для них окружению. Многие из них, попадая в начальные классы школы, имеют весьма, недостаточный опыт общения со сверстниками. На это могут быть самые различные причины, например: наличие одного ребёнок в семье, невозможность посещать детское дошкольное учреждение до поступления в школу, проблемы с правильным произношением и плохой дикцией, скудный словарный запас. Многим ребятам, присущи такие черты характера как застенчивость и робость, и поэтому, наладить контакт с такими первоклассниками учителю всегда довольно трудно.
Дошкольное детство, представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии за период дошкольного детства ребёнок проходит ряд этапов социализации (виде комплекса оживления, возникновение потребности ребёнка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребёнок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
Старший дошкольный возраст становиться своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребёнка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанников коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.
Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей : игровой, трудовой, познавательной художественной и т. д. Безусловно, музыкальная деятельность детей даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе детства. Данное направление не слишком широко представлено как в научных разработках, так и в методических практических рекомендациях (К. Орф, В. А. Жилин, Е. В. Рыбак, А. И, Буренина). Исходя из выше изложенного, поставленная мною цель: «Развития коммуникативных способностей младших школьников через музыкальную деятельность».
Младший школьный возраст характеризуется развитием социальных навыков, становлением адекватной самооценки. Общение осуществляется с помощью разнообразных средств-экспрессивно - мимических, предметно- действенных и речевых. Способность к общению состоит :
Желание вступать в контакт с окружающими: («Я хочу!»)
Умения: («Я умею!»)
Знания норм и правила поведения: («Я знаю!»)
Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира младших школьников.
Седьмой год жизни ребёнка - кризисный. Одним из проявлений этого кризиса являются проблемы, возникающие при общении детей. По мнению учёных, формирование у детей таких негативных качеств, как эгоизм завышенная самооценка, связано с тем, что педагоги и родители занимаются в первую очередь интеллектуальным развитием детей, а нравственное воспитание и развитие навыков общения отодвинуты на второй план. В результате были сделаны следующие выводы. Коммуникативные знания, необходимо развивать, в том числе ив музыкальной деятельности. Для работы использую следующие методы наблюдение, беседы, естественный эксперимент.
Для успешной работы необходима помощь со стороны педагогов и привлечения родителей.
Музыка- искусство, обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать в коммуникативном развитии детей. При работе над формированием культуры общения у младших школьников можно успешно использовать способность музыки вызывать у ребёнка необходимые эмоциональные состояния. Современные педагогические технологии в музыкальной деятельности способствуют коммуникативному развитию детей.
В работе на музыкальных занятиях для развития коммуникативных способностей используются коммуникативные и народные круговые танцы, игры-приветствия, коммуникативные, телесные и контактные игры, народные и хороводные игры.
В разделе «Пение» используются методические приёмы, развивающие умения слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, передавая «волшебную полочку», пение в небольших ансамблях, с солистами, творческие задания: («Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», «Передай звук по цепочке»).
При слушании музыки обращается внимание детей на культуру слушания (умение слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания, не перебивать и слушать товарища.)
Игра в оркестре помогает детям научиться исполнять музыкальные произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания.
В разделе «Музыкально - ритмические движения» делается акцент на привитие навыков культуры поведения: мальчикам умения пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам – умение принять приглашение или отказать, не обидев партнёра. Работа по развитию коммуникативной сферы детей продолжается, вне занятия. Учителя включают игры на общение в игровую деятельность в классе и на продленках. Запланированы развлечения «День святого Валентина», «Праздник народных игр», «Папа, мама я - спортивная семья!», «Масленица!» с участием родителей.
Из-за ограниченности времени и, как правило, отсутствия специального помещения движениям на уроках музыки отводится незначительное место, используются лишь отдельные элементы. Однако наряду с другими видами деятельности музыкально - ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие учащихся : у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.
Таким образом, доказано, что современные педагогические технологии в музыкальной деятельности, а также сотрудничество родителей, воспитателей и музыкального руководителя способствуют коммуникативному развитию младших школьников.