Марина Александровна Свянни
Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий
▼ Скачать +Заказ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14»
«Развитие творческого потенциала ребёнка в процессе самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников вне занятий»
музыкальный руководитель :
Свянни Марина Александровна
г. Вышний Волочёк Тверская обл.
Публикация «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий» размещена в разделах
ЦЕЛЬ: Учить детей изготавливать самодельные музыкальные инструменты и дидактические игры в партнёрском сотрудничестве со взрослым. Побуждать к экспериментированию со звуком для установления зависимости звучания самодельного музыкального инструмента от используемого материала. Учить на основе ассоциативного мышления подбирать к заданному образу определённый музыкальный инструмент.
Развивать у дошкольников ритмический слух. Упражнять в умении различать и передавать хлопками ритмический рисунок.
Закреплять владение различными способами игры на самодельных музыкальных инструментах. Способствовать проявлению детского творчества в процессе самостоятельного и коллективного музицирования, развитию навыков свободной импровизации.
Воспитывать у детей интерес к музыке, потребность в музыкальной деятельности. Формировать качества личности, способствующие развитию нравственности : желание оказать помощь младшим, сделать им приятное. Способствовать возникновению чувства удовлетворения от своей деятельности.
МАТЕРИАЛЫ: заготовки из бросового материала для самодельных музыкальных инструментов; листы с изображением музыкальных инструментов для изготовления дидактической игры; звучащее панно «Музыкальные зверюшки» со звуками инструментов симфонического оркестра; фланелеграф; персонажи русской народной сказки.
Ход СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Музыкальный руководитель делит детей на две подгруппы с помощью снежинок двух цветов (белые и голубые). 1-я подгруппа – «кулачки», 2-я подгруппа – «ладошки».
2. Проводится музыкально-ритмическая игра «Кулачки и ладошки».
3. Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру «Придумай ритм» - на развитие ритмического слуха и внимания.
После игры 1-я подгруппа занимается с музыкальным руководителем, а 2-я подгруппа с воспитателем.
4. Дети первой подгруппы вместе со взрослым изготавливают игру «Угадай, что звучит?». В конце изготовления игры дети слушают звучание некоторых музыкальных инструментов с помощью музыкального панно.
5. Дети второй подгруппы изготавливают с воспитателем музыкальные инструменты для малышей.
6. После того, как работа в обеих подгруппах будет закончена, музыкальный руководитель предлагает инсценировать сказку «Колобок». С помощью зрительного образа и ассоциативного мышления дети определяют инструмент, характеризующий каждого героя сказки. Затем выбираются артисты и зрители. С помощью изготовленных музыкальных инструментов инсценируется сказка. По окончании музыкальный руководитель хвалит, благодарит детей, даёт оценку их деятельности привлекая их самих к адекватному анализу своей деятельности и деятельности сверстников, оставляет в группе музыкальное панно и прощается.
Ход занятия.
Муз. рук. : - Нашу сегодняшнюю встречу мы начнём с игры. У меня для вас есть сюрприз (на подносе лежат снежинки двух цветов, я предлагаю взять каждому такую снежинку, какая понравится (дети разбирают снежинки). У кого белые снежинки подойдите к воспитателю, будете ладошками. А у кого голубые снежинки - встаньте рядом со мной, будете кулачками.
Проводится игра «Кулачки и ладошки», муз Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского
Муз. рук. : - Кулачки и ладошки мы размяли, а теперь потренируем наш слух и внимание, а ладошки будут нам помогать.
Проводится игра «Придумай ритм» (один ребёнок прохлопывает ритм, другой повторяет).
Муз. рук. : - Молодцы! Ладошки не устали? Готовы ещё потрудиться? А кулачки готовы? Тогда я предлагаю вам пройти за столы. «Кулачки» пойдут со мной, а «Ладошки» - с Натальей Петровной.
Дети разделённые на 2 группы рассаживаются за столы в разных углах групповой комнаты.
Воспитатель: - Помните, мы начали изготавливать музыкальные инструменты для малышей. Кто ещё не доделал свой музыкальный инструмент, берётся за работу. Может, кто хочет сделать ещё какой-то инструмент? Ты что будешь делать? А у тебя что будет? (Ответы детей). А я буду украшать коробку для наших инструментов аппликацией. Кто готов мне помогать?
Обращение к детям, изготавливающим маракасы:
- Прислушайтесь к звучанию коробочек, почему они шумят по-разному? Почему у них разный звук? (Ответы детей). Правильно, потому, что разные наполнители! Как сделать их красивыми? ( Ответ детей: надо украсить).
Воспитатель помогает детям засыпать в коробочки разные крупы, горох, подсказывает, какой лучше выбрать рисунок для украшения инструментов, обращает внимание на соблюдение аккуратности в работе.
М. Р: - Я бы очень хотела, что бы в вашем музыкальном уголке появилась замечательная игра «Узнай, что звучит?». А вы хотите иметь такую игру? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на изображения инструментов симфонического оркестра на картинках.
- Посмотрите, здесь у меня на картинках разные инструменты, узнаёте их? А вы помните, как они звучат? Какой голос у каждого из этих инструментов? (дети называют инструменты, характеризуют их звучание).
- Как вы думаете, из какого они оркестра? (Ответы детей). К какой группе они относятся? ( Ответы детей: струнные, духовые….).
- Нужно разрезать эти большие листы с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра и разложить их по группам. (дети разрезают листы на карточки и раскладывают их в конверты).
- Ну вот, игра у нас готова. А как играть в эту игру я расскажу на следующем занятии.
У меня для вас есть ещё один сюрприз, посмотрите на панно «Музыкальные зверюшки», хотите услышать как звучат эти инструменты? Попробуйте сами.
Дети самостоятельно нажимают на заинтересовавшие их инструменты и прослушивают звучание.
- Звучание какого инструмента тебе понравилось? А тебе? Почему?
- Подходите ко мне все.
Дети второй группы, которые закончили свою работу тоже подходят.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Посмотрите, сколько игрушек мы подарим малышам! А как вы думаете, как лучше познакомить их с нашими музыкальными инструментами? Нам ведь нужно объяснить малышам, как ими пользоваться. (Высказывания и ответы детей)
- Можно рассказать им сказку «Колобок» при помощи наших инструментов. Как вы думаете, какие инструменты могли бы озвучить героев этой сказки? Какой инструмент охарактеризовал бы бабку, дедку…. (Ответы детей).
Музыкальный руководитель выкладывает на фланелеграф картинки с персонажами сказки. Внизу дети прикрепляют карточки с изображением инструментов. Затем выбирают артистов-музыкантов. Остальные дети - зрители. Музыкальный руководитель играет вступление на фортепиано. Воспитатель рассказывает: жили-были дед и баба…. Дети озвучивают роли при помощи музыкальных инструментов, изготовленных самими и показывают сказку.
Муз. рук. : - Вам понравилась наша музыкальна сказка? Давайте сложим наши музыкальные инструменты в красивую коробку. (собирают инструменты в коробку). Ну, вот всё готово, мы можем с вами дарить наш подарок.
Дети идут в младшую группу и передают малышам подарок. Вторая подгруппа детей («зрители») показывают музыкальную сказку для малышей, а первая подгруппа становится зрителями.