Татьяна Быкова
Развитие творческих способностей посредством художественного труда
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и в первую очередь детей, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма.
Научить ребёнка различать добро и зло в человеческих отношениях воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок, красоту звучащего слова и образов, за ними стоящих – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее, добрее. Признаками нравственной направленности в развитии творческом воспитании детей являются:
Публикация «Развитие творческих способностей посредством художественного труда» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
• эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни;
• стремление сопереживать чужой радости и печали;
• желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь;
• потребность в совместных действиях, способность нестандартно мыслить и эти мысли воплощать в деятельности;
• стремление внести в свою жизнь красивое, доброе, гармоничное (в отношении с другими, в поведении, в отношении с окружающими предметами).
В целях прогресса общество заинтересованно в расширении творчества также и в системе образования. Это возможно только при условии усиления творческого педагогического воздействия на развитие механизмов личности (чувства, вкусы, оценки, идеалы, потребности и интересы).
Конечно, каждый воспитатель работает со своими духовными убеждениями, своими вкусами, увлечениями. У каждого есть свои предубеждения. Работа педагога здесь требует творческого подхода, новаторства, готовности искать свежие, нетрадиционные и адекватные формы работы с детьми, открывающие простор их художественному мышлению. Вместе с пробуждением эмоциональных реакций.
По мнению известного американского эстетика и психолога искусства Р. Арнхейма значимость искусства – в стимулировании творчества индивида : «Творческая деятельность способна вдохнуть жизнь человека, нуждающегося в психической помощи, и стимулировать его такими способами…»
Эффективная педагогическая деятельность не может проводиться в слепую, без постоянного изучения, растущего человека, изменений, в нём происходящих, без постоянного отслеживания результатов, без прогнозирования тенденций развития и принятия адекватных управленческих решений.
Для того чтобы уместно и результативно организовать работу по развитию творческих способностей посредством различных видов художественного труда, необходимо чётко определить её примерное содержание и требования для детей каждой возрастной группы. Содержание творческого воспитания должно и ориентироваться на формирование и развитие восприятия, воображения, памяти, развитие интересов, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни.
Разумеется, наличие и проявление этих качеств и их развитие труднее проследить, чем конкретные результаты обучения знаниям, умениям и навыкам. Здесь важна задача последовательности, систематичности и целенаправленности каждодневной кропотливой работы, заинтересованного отношения к детям, желание видеть в них маленьких гениев… Ведь для того чтобы семя проросло, нужны время и условия… Необходимо терпение и повторение…
Весь предлагаемый материал работы по развитию творческих способностей направлен оказание помощи в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развития желания и потребности ребёнка в получении определённых художественных умений, доступных в дошкольном возрасте.
Все организационные моменты, игры, занятия построены на субъект -субъектных отношениях. Работа организованна с минимальным использованием репродуктивных методов (подробный показ способов действия, работ по образцу воспитателя, стараюсь создать обстановку ожидания радостного интересного.
Предпочтение отдаётся занимательным играм и упражнениям, которые позволяют постигать свойства различных материалов, активно действуя с ними. В своей работе стараюсь создать обстановку ожидания радостного интересного. В процессе работы детей нацеливаю на изготовление множества различных конструкций и изделий с помощью основного усвоенного ими способа действия.
Как и в любой деятельности нельзя обойтись без занимательных игр, использую такие игры:
-«Вырежи по схеме»
-«Придумай игрушку»
-«Превращение полоски»
-«Пластилиновые жгутики»
-«Ловкие ручки»
В процессе работы детей нацеливаю на изготовление множества различных конструкций и изделий с помощью основного усвоенного ими способа действия.
Основными задачами, на решение которых направлен предлагаемый для распространения опыт, являются:
• сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
• приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства;
• развить у дошкольников активный интерес к прикладному искусству;
• развить эстетический вкус и конструкторские навыки и умения.
Главным в своей педагогической деятельности вижу развитие личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала. Методику своей работы строю так, чтобы в процессе художественно - творческой деятельности у ребят сформировались такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки пластилин, глину, другие материалы, сядьте вместе с ним, попробуйте что-нибудь сделать, и вы заметите, как и вы сами втянитесь в это увлекательное дело. Не ругайте детей за испачканную глиной или краской одежду, стол (всё это вполне устранимо, ведь полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение, от сделанного стоят неизмеримо дороже.