Папки-передвижки

Развитие связной речи у старших дошкольников посредством технологии обучения детей составлению загадок по Нестеренко А. А

Давыдова Дарья
Развитие связной речи у старших дошкольников посредством технологии обучения детей составлению загадок по Нестеренко А. А
▼ Скачать + Заказать документы

Технология обучения детей составлению загадок

Ее загадаешь –

Себя проверяешь,

Ее отгадаешь -

Радость получаешь!

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые.

Наблюдения за детьми показали, что отгадывание загадок происходит у самых сообразительных дошкольников, при этом большая часть детей являются пассивными наблюдателями.

Публикация «Развитие связной речи у старших дошкольников посредством технологии обучения детей составлению загадок по Нестеренко А, А» размещена в разделах

Аллой Александровной Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В практике работы с детьми старшей группы мною использовались три основных модели составления загадок: 1. «Какой? – Что такое же у другого объекта?»,

2. «Что делает? – Что делает так же?» (прием завышения или занижения).

3. «На что похоже?» «Чем отличается?». Модели 1 и 3 больше подходит для составления загадок про предметы, а модель 2 подходит - для живых объектов.

Этапы работы по обучению составлению загадок начиналось с того, что у детей накапливались знания о качествах, свойствах предметов и объектов окружающего мира согласно тематическим неделям. Дети учились сравнивать объекты по тем признакам, по которым они сопоставимы через наблюдения, обследования предметов, дидактические игры: «Найди все пушистое» (оранжевое, колючее, круглое, прямоугольное); «Какой? Какая? Какое?», «Чем похожи?», «Что в них общего?», «Что бывает таким же», «Что кто делает?. пожарный, врач, лесник…

Знакомила детей с понятием, что такое загадка, с её происхождением, какие бывают загадки. К концу года вместе с детьми сделали книжки малышки по загадкам.

Начинали работать с моделью 1. «Какой? – Что такое же у другого объекта?»

Вывешивалась табличка с изображением модели составления загадки и предлагалось детям составить загадку про какой-либо объект. Например, про яблоко (показывали настоящее яблоко) по теме «Овощи, фрукты». Далее детьми давались образные характеристики по заданным воспитателем признакам: какой объект по цвету, по действиям, по форме. Мною в левой части таблицы записывался признак объекта словом с четко выделенной первой буквой (для тех, кто умеет читать, а для тех, кто не умеет использовали пиктограмму, а в правой части схематически зарисовывался этот объект.

«Какой» «Что бывает таким же»

Зеленое но не сочная груша

Висит но не осенний Листок

Круглое как резиновый мячик

Затем с детьми заполнялась правая часть таблицы. Педагогом задавались вопросы и зарисовывался ответ: «Что бывает таким же?» (детьми давались образные характеристики объекта, выбранные для сравнения).

После заполнения таблички нами предлагалось прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Сначала сложенный текст неоднократно повторялся всеми детьми, а в дальнейшем одним ребенком.

Итоговая загадка про яблоко: "Зеленое, но не сочная груша, висит, но не осенний листок, круглое, как резиновый мячик".

После того, как освоили модель 1 переходим к составлению загадок по модели 2: «Что делает? – Что делает так же?».

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки «но не» или «как» сравниваются с другими объектами. Например, про волка (завышения).

Итоговая загадка: рыщет, но не хитрая лиса; охотится, но не смелый охотник; воет, как злая собака.

Модель 3: «На что похоже?» «Чем отличается?»

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Например, про зонт. Похож на солнце, но не греет; похож на крышу, но не тяжелый; как гриб, но на тонкой ножке.

«На что похоже» «Чем отличается»

солнце но не греет

крыша но не тяжелый

гриб но на тонкой ножке

Таким образом технология обучения составлению загадок, трудный процесс, но он позволяет решить проблемы речевого развития, ещё и доставляет детям радость. А еще загадка, это игра, а игра, как мы знаем, это ведущий вид деятельности детей.

Подготовила: воспитатель Давыдова Дарья Викторовна

г. Ангарск, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 85

Публикации по теме:

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театраПальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у старших дошкольников посредством технологии обучения детей составлению загадок по Нестеренко А. А
Опубликовано: 26 августа 2020 в 10:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у старших дошкольников посредством технологии обучения детей составлению загадок по Нестеренко А. А» (включая файлы) размещена пользователем Давыдова Дарья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД