Давыдова Дарья
Развитие связной речи у старших дошкольников посредством технологии обучения детей составлению загадок по Нестеренко А. А
▼ Скачать + Заказать документы
Технология обучения детей составлению загадок
Ее загадаешь –
Себя проверяешь,
Ее отгадаешь -
Радость получаешь!
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые.
Наблюдения за детьми показали, что отгадывание загадок происходит у самых сообразительных дошкольников, при этом большая часть детей являются пассивными наблюдателями.
Публикация «Развитие связной речи у старших дошкольников посредством технологии обучения детей составлению загадок по Нестеренко А, А» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Старшая группа
- Темочки
Аллой Александровной Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В практике работы с детьми старшей группы мною использовались три основных модели составления загадок: 1. «Какой? – Что такое же у другого объекта?»,
2. «Что делает? – Что делает так же?» (прием завышения или занижения).
3. «На что похоже?» «Чем отличается?». Модели 1 и 3 больше подходит для составления загадок про предметы, а модель 2 подходит - для живых объектов.
Этапы работы по обучению составлению загадок начиналось с того, что у детей накапливались знания о качествах, свойствах предметов и объектов окружающего мира согласно тематическим неделям. Дети учились сравнивать объекты по тем признакам, по которым они сопоставимы через наблюдения, обследования предметов, дидактические игры: «Найди все пушистое» (оранжевое, колючее, круглое, прямоугольное); «Какой? Какая? Какое?», «Чем похожи?», «Что в них общего?», «Что бывает таким же», «Что кто делает?. пожарный, врач, лесник…
Знакомила детей с понятием, что такое загадка, с её происхождением, какие бывают загадки. К концу года вместе с детьми сделали книжки малышки по загадкам.
Начинали работать с моделью 1. «Какой? – Что такое же у другого объекта?»
Вывешивалась табличка с изображением модели составления загадки и предлагалось детям составить загадку про какой-либо объект. Например, про яблоко (показывали настоящее яблоко) по теме «Овощи, фрукты». Далее детьми давались образные характеристики по заданным воспитателем признакам: какой объект по цвету, по действиям, по форме. Мною в левой части таблицы записывался признак объекта словом с четко выделенной первой буквой (для тех, кто умеет читать, а для тех, кто не умеет использовали пиктограмму, а в правой части схематически зарисовывался этот объект.
«Какой» «Что бывает таким же»
Зеленое но не сочная груша
Висит но не осенний Листок
Круглое как резиновый мячик
Затем с детьми заполнялась правая часть таблицы. Педагогом задавались вопросы и зарисовывался ответ: «Что бывает таким же?» (детьми давались образные характеристики объекта, выбранные для сравнения).
После заполнения таблички нами предлагалось прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Сначала сложенный текст неоднократно повторялся всеми детьми, а в дальнейшем одним ребенком.
Итоговая загадка про яблоко: "Зеленое, но не сочная груша, висит, но не осенний листок, круглое, как резиновый мячик".
После того, как освоили модель 1 переходим к составлению загадок по модели 2: «Что делает? – Что делает так же?».
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки «но не» или «как» сравниваются с другими объектами. Например, про волка (завышения).
Итоговая загадка: рыщет, но не хитрая лиса; охотится, но не смелый охотник; воет, как злая собака.
Модель 3: «На что похоже?» «Чем отличается?»
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Например, про зонт. Похож на солнце, но не греет; похож на крышу, но не тяжелый; как гриб, но на тонкой ножке.
«На что похоже» «Чем отличается»
солнце но не греет
крыша но не тяжелый
гриб но на тонкой ножке
Таким образом технология обучения составлению загадок, трудный процесс, но он позволяет решить проблемы речевого развития, ещё и доставляет детям радость. А еще загадка, это игра, а игра, как мы знаем, это ведущий вид деятельности детей.
Подготовила: воспитатель Давыдова Дарья Викторовна
г. Ангарск, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 85