Ольга Богатова
Развитие речи во время трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью решаются коррекционные задачи: развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения.
Публикация «Развитие речи во время трудовой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В процессе труда необходимо развивать у детей внимание к речи взрослых : умение выслушивать объяснение, задание до конца и только после этого приступить к его выполнению, вслушиваться в речь взрослых в процессе выполнения каких – либо действий.
В ходе обучения дети прослушивают речевые образцы, которыми они будут пользоваться в дальнейшем. Для этого воспитатель комментирует действия детей, рассказывая о предметах, которые используются в том или ином виде деятельности.
Трудовая деятельность благоприятна для организации правильного речевого общения. Это связано с какими – то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определенный круг знаний и представлений, активизируется речь детей.
Большое значение имеет расположение детей в момент общения: важно, чтобы дети видели и слышали друг друга. Необходимо научить детей выполнять все действия без лишнего шума, вслушиваться в речь взрослых и ответы товарищей, отвечать, когда спросят, не перебивать товарищей.
Взрослые должны говорить спокойно, без раздражения, комментируя действия детей, четко формулировать вопросы, выдерживать паузы между своими вопросами и ответом ребенка. Каждый однословный ответ ребенка следует повторить в развернутой фразе.
Например, во время одевания или раздевания с детьми разговаривать о том, что они одевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и о других внешних признаках (Сначала дети одевают брюки. Они разные: у Саши – желтые, у Максима – синие. У Кристины сапоги с ремешком, у Лены – со шнурками.)
Развивая внимание к речи в процессе трудовой деятельности, взрослый дает указания к работе и обязательно следит за правильностью их выполнения. Для развития активной речи дети, должны отвечать на вопросы или рассказать о выполненном трудовом процессе.
Например, когда дети умываются, можно говорить о том, что они моют (лицо, руки); чем моют (водой, мылом, какая вода (горячая, теплая, холодная, чем вытираются (полотенцем Белым, чистым).
Во время дежурства по столовой привлечь внимание к посуде (рассказать о ней, как ее расставлять). В рассказах употреблять названия, показать форму, окраску, рисунок, материал (из чего сделана, свойства (бьется).
Важно правильно организовать наблюдения за трудом взрослых, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.
Во всех ситуациях учитываются индивидуальные речевые возможности каждого ребенка и в соответствии с ними задавать вопросы. Очень важно пользоваться словестными поощрениями за правильный ответ, привлекая к нему внимание детей. Положительные примеры содействуют активизации речи у всех детей.