Цурикова Юлия Андреевна
Консультация «Развитие речи детей раннего возраста»
▼ Скачать +Заказ
Очень важно в дошкольный период научить детей свободно и правильно говорить. Долгий и сложный процесс овладения родным языком начинается с самого раннего возраста. Формирование и развитие речи у детей особенно активно происходит до 3 лет. Что самое важное для развития речи, чему нужно уделить особенное внимание? Эти вопросы задают себе многие родители. Ответ прост: в период раннего детства все, что нужно ребенку, – внимание взрослых, ежедневное общение и поддержка. Как бы ни развивался малыш, какие бы артикуляционные упражнения и логопедические методики ни использовали заботливые мама и папа, самое главное – разговаривать с крохой. Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания - конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться. Для того чтобы облегчить задачу ребенку в освоении новых слов и правильном применении их на практике, нужно придерживаться следующих принципов:
Публикация «Консультация „Развитие речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
• Понять ребенка буквально с полу взгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.
• Некоторые родители занижают, а другие - завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором — постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.
• Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя - образец для ребенка.
• Родители должны говорить медленно, повторяя по несколько раз.
Очевидно, что при быстрой невнятной речи ребенок просто не уловит смысл слов и в будущем может неправильно их произносить.
• Дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует.
В нашей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них мы обращаем особое внимание, больше общаемся с ними, целенаправленно обогащаем их пассивный запас. Для организации речевых игр и занятий в группе разнообразен практический материал: пособия для проведения артикуляционных упражнений, картотека пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
В процессе игровой деятельности с детьми стараюсь вызвать интерес к играм, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Утром во время приема детей вношу в группу игрушку куклу Катю, которая будет встречать детей и находиться с ними в течение дня. Встречая детей, предлагаю поздороваться, рассказать о настроении, показать гостье игрушки и т. д. Во время общения с куклой слежу за речью детей, ненавязчиво исправляю. Например, в дидактической игре «Уложим куклу Катю спать» учу детей последовательности действий в процессе раздевания – аккуратно складывать одежду на стульчик, заботливо относиться к кукле, в процессе игры у детей воспитывалось заботливое отношение к кукле - партнёру по игре, активизируется словарный запас, так же отрабатывается последовательность раздевания. В создании игровой ситуации «День рождения Машеньки» предлагаю детям помочь кукле накрыть на стол, во время игры дети усваивают нормы поведения, развиваются положительные игровые взаимоотношения, активизируется словарный запас, формируется умению связывать ряд действий, а также согласовывать существительные с глаголами, составлять фразы из трех, четырех слов.
Очень легко запоминаются детям совместные игры, сопровождаемые потешками, стишками и движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Вначале, предлагая новую игру, сама четко и выразительно читаю относящийся к ней стишок. Сначала дети прислушиваются, а потом охотно подговаривают веселое стихотворение и выполняют указанное действие. При частом повторении у детей развивается речь, чисто произносятся звуки, развивается память, активизируется словарь.
Во время образовательной деятельности по речевому развитию тема недели «Домашние и дикие животные» предлагаю детям словесные игры и упражнения на подбор слов. Кто назовет больше действий. Например, что умеет делать щенок. (Щенок лает, виляет хвостом, подпрыгивает, грызет кость, ласкается, бегает, играет с мячиком, спит) и т. д. В дидактической игре «Кто как кричит» предлагаю детям рассмотреть картинки, на которых изображены животные и птицы. Задаю вопросы по содержанию потешки, затем мы вместе говорим тоненьким высоким и низким голосом. Дети учатся звукоподражанию животным и птицам. Для развития слухового внимания предлагаю детям следующие игры:«Где позвонили?», «Скажи, что слышишь?», «Тихо - громко», «Кто, что услышит?» и т. д.
При ознакомлении с окружающим миром использую картины «Строим машину», «Дети играют с песком», «Дети играют в кубики» наблюдения показывают, что после рассматривания картин у детей возникает желание перевести свои впечатления в игровые действия.
Невозможно представить мир ребёнка без сказки, поэтому, знакомя детей со сказками, я добиваюсь, чтобы сказка осталась с ними навсегда, как радость, как чудо. При рассказывание сказок «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок» и т. д. приучала детей внимательно слушать сказки, которые сопровождались наглядными пособиями (картинки на мольберте, пальчиковый театр, иллюстрации, кукольный театр, бибабо и т. д.). Входе театрализованных действий дети сами сопровождали слова взрослого движениями предметов и игрушек, иногда вступают в диалог, используют песенки, потешки, стихи.
Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценное отношения со сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!