Маргарита Фёдоровых
Консультация для родителей «Развитие речи детей через игру»
▼ Скачать
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ»
«Многие детские игры -
подражание серьезной
деятельности взрослых».
Я. Корчак
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей через игру“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности, а так как ведущим видом деятельности является игра, то игровую деятельность нужно максимально использовать с целью речевого развития детей.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное.
Актуальность развития речи детей- дошкольников через игровую деятельность обусловлена также влиянием на мыслительные процессы недостаточностью развития представлений. Недостатки развития восприятия и познавательной сферы у детей с речевыми нарушениями в основном проявляются в слабой дифференциации и снижении зрительных образов, некоторой инертности, неустойчивости зрительных следов, а также отсутствии стойкой, прочной ассоциативной связи слов со зрительным представлением предмета, или действия.
Вышеперечисленные особенности речевых нарушений и связанные с ними другие проблемы в развитии детей, подвели нас к выводу об использовании различных игровых ситуаций в работе по речевому и общему развитию детей. Виды игр:
Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения, речевых функций
Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.
Настольно-печатные, дидактические игры. Используются как наглядное пособие, направленные на развитие зрительной памяти и внимания, активизации и обогащения словаря
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
Театрализованные игры- эффективный метод развития речи. Они имеют интегрированный характер и включают в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза, движения) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у детей активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи, ее интонационная выразительность. Ребенок учится четко, понятно, ясно изъясняться от имени действующего лица, что ведет к пониманию монологической и диалогической речи.
Игры – драматизации на основе литературных произведений служат источником подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем дают возможность импровизировать. Игры – драматизации – это такая форма речевой работы, где одновременно решаются задачи формирования связной речи, словарной и грамматической работы. Знакомство детей с театрализованными играми начинается с младшего дошкольного возраста.
Игры с правилами (подвижные) Они помогают снять нагрузку, а также решить дидактическую задачу, используются как часть занятия или в качестве физкультминутки.
Сюжетно-ролевые игры усложняются в зависимости от возраста детей, помогают детям проигрывать сюжеты из повседневной жизни и оречевлять их. Развивают коммуникативные навыки и умение вести диалог.
Начиная работу во второй младшей группе, в первую очередь следует уделить внимание развитию мелкой моторики руки, так как научно доказана тесная связь между координацией движений рук и речью, а также вниманию к речи взрослого и звукам окружающего мира, тем самым еще и развивается слуховое внимание ребенка.
Хочу остановиться подробнее на некоторых видах игр.
Игры с мячом
Помогают развивать ловкость рук и решают определенные речевые задачи.
Игра “Назови слово” – встаем в круг, воспитатель кидает любому ребенку мяч (и говорит «Я кидаю слово СТОЛ», задача ребенка поймать и подобрать обобщающее слово (Мебель) и т. д. используем слова всех обобщающих групп. Можно так в игре закрепить название детенышей диких животных, учить образовывать слова в уменьшительно – ласкательной форме: «Назови себя ласково по имени», «Назови предмет ласково». Играть с мячом можно попарно, когда дети бросают или катают мяч по полу, называя слова определенной тематической группы, по очереди, кто последним назвал слово, тот и победитель.
Игра с мячом «Что из чего сделано,», «Какой предмет?» (ложка – железная, кровать – деревянная, «Подберем слова» - шапка- меховая, шапка- вязаная, шапка – детская и. т. д, подбираем по нескольку определений к данному существительному)
Игра «Один – много» (стол – столы, перо-перья)
Игра «Скажи наоборот» (подбираем антонимы)
Игра «Придумай предложение с заданным словом»
Словесные игры
“Дополни предложение. ”
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила. - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.
“Кто найдёт больше небылиц. ”
Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.
Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).
Родители дома тоже могут создать все те же условия для развитие речи своих детей в игровой форме. Мамам и папам можно предложить следующие игры:
Посмотри-ка, что я вижу
Посадите ребенка перед окном и сядьте рядом с ним, или просто возьмите его к себе на колени. Начните беседовать с ним о том, что вы видите за окном. Спросите малыша: «Что ты видишь во дворе?» Например, если ребенок произнесет слово «машина», спросите: «Где едет машина?» Постоянно старайтесь поддерживать у вашего малыша желание разговаривать. Найдите в журналах картинки, на которых изображено то, что вы видели. Показывайте эти картинки ребенку и напоминайте ему о том, о чем вы уже разговаривали раньше.
Пальчик в домике
Игры с пальчиками, если они сопровождаются незатейливыми стишками, очень полезны для развития речи; кроме того, они вовлекают в действие как правое, так и левое полушария мозга. Читая стишок, делайте следующее:
Пальчик в домике сидит, (сожмите руку в кулак таким образом, чтобы большой палец оказался внутри)
Затаился и молчит.
Выходи скорей, я жду.
Подожди, сейчас приду (резко вытолкните большой палец из-под других пальцев и издайте взрывной звук)
Мы ходим и трогаем вещи
Двухлетние ребятишки любят трогать все, что попадает им под руку. Вы можете помочь своему ребенку узнать больше о том, до чего он дотрагивается, если будете специально привлекать его внимание к этому. Во время купания, например, очень хорошо порассуждать о том, что ноготки на пальцах ног на ощупь твердые, а волосики мягкие. Походите с малышом по дому, дотрагивайтесь вместе с ним до разных вещей, а что бы превратить эту прогулку в забаву, приговаривайте: Сейчас мы дотронемся, мы сейчас дотронемся, Возьмем и дотронемся до_(название вещи)
Выбирайте предметы с различной текстурой: мягкие, твердые, холодные, скользкие, грубые, колючие и т. д. Сравните вместе с ребенком разные вещи: «Это тверже, а это мягче».
Чему же научится ваш ребенок? Получит представление о текстуре предметов
Покажи мне, как ты …
Эта игра поможет ребенку следовать вашим указаниям, прислушиваясь к тому, что вы ему говорите. Начинайте каждое указание со слов: «Покажи мне, как ты …» и заканчивайте фразу. Эта игра очень проста, но ваш ребенок наверняка полюбит ее. Давая указания, сами выполняйте все эти действия, чтобы малыш мог подражать вам. Покажи мне, как ты дотягиваешься головкой до плеча, касаешься ухом стула, дотрагиваешься до мамочкиного носа, трогаешь лодыжки, дотрагиваешься до папочкиной шеи. Хвалите ребенка каждый раз, когда ему удается выполнить то или иное действие правильно.
Чему же научится ваш ребенок? Приобретет навыки слухового восприятия