Татьяна Сарина
Развитие певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
«Развитие певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Издавна музыка была самым важным и значимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Публикация «Развитие певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития детей, а также развитие музыкального слуха, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека.
Ветлугина Н. А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».
П. П. Белинский в вопросах музыкального воспитания предлагал идти не от музыки к ребенку, а наоборот, «от ребенка с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению и через пение к музыке».
Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчеркивал, что пение «первоначально и существенно подобно разговору». По сути, песня – это синтез слова и музыки.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Метлов Н. А. в своей книге «Музыка детям» пишет об основных качествах детского голоса, о том, что «голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка…
Важность пения определяется сензитивностью дошкольного возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.
Работу по обучению детей пению начинаю с раннего возраста.
Каждая ступенька музыкального образования детей начинается с характеристики возрастных особенностей.
Дети 2-ой младшей группы – это дети 3-4 лет. У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита. Связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном голосовым резонатором (полость глотки, рта, носа, так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное.
Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания.
На третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться – певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.
Цели и задачи музыкального образования детей при обучении пению :
Какую цель мы ставим перед собой, когда учим детей петь? Для меня это развитие личности ребенка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства. Певческая деятельность – наиболее доступный способ музицирования.
Задачи в области пения детей 3 – 4 лет :
учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов;
правильно передавать мелодию в диапазоне ми – си; петь с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него;
формировать коллективное пение: учить одновременно начинать и заканчивать песню; не отстаивать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.
Также ставлю задачи:
Педагогический анализ развития детей.
Пополнение предметно-развивающей макро и мини среды.
Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с воспитателями.
Для развития и воспитания детского голоса в первую очередь выявляю голосовые и певческие возможности ребенка.
Проводится педагогическая диагностика детей.
Дети, имеющие средний уровень развития, эти дети начинают слушать песню внимательно, различают песни наиболее простые и яркие по характеру, исполняют многие выученные ранее песни, но недостаточно выразительно передают характер песни (веселый, грустный, интонации (вопроса -ответа, довольно удачно используют в пении средства выразительности; умеют петь в различном темпе (умеренно медленно и умеренно быстро, пытаются петь высоким и низким звуком, но не всегда точно исполняют ритмические особенности песни. Владеют некоторыми певческими умениями : поют напевно при оказании словесной помощи, дикция в основном внятная. Могут петь по ручным знакам (1-3 ступени).
Проанализировав среду в ДОУ и в группе, сделала выводы, что в группе у детей младшего возраста в центрах по музыкальному образованию имеется:
музыкально-дидактические игры: «Птица и птенчики», «Тихо-громко», «Чьи детки»;
музыкальный конструктор;
магнитофон;
подбор кассет с песнями;
варежки с пуговицами;
лесенка из 3-ех ступеней;
альбом с песнями данного возраста;
шумовые инструменты;
музыкальный круг;
барабаны, погремушки, колокольчики.
Нужно пополнить среду: музыкально-дидактическими играми «Кукла шагает и бегает», «Ноги и ножки»;
пошить варежки с пуговицами;
сделать разнообразные шумовых инструментов;
приобрести бубен;
пошить платочки;
приобрести кукольный театр.
Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них певческих навыков : чистота интонирования, звукообразование, дикция, дыхание, старалась использовать в работе самые разнообразные приемы.
В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления, прежде всего связанный с образом семьи, дома. Простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ре –ля); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.
Использую приемы наглядный и словесный, которые помогают детям понять содержание песни - это показ иллюстраций, картин, стихи, загадки. А также наглядные пособия, атрибуты, фланелеграф, театр.
Например, знакомя ребят с песней «Кошка» Ан. Александрова показываю игрушку и после пения говорю: «кошечка просит молока». «Мя-у, Мя-у», напевает и спрашивает: «Как кошечка просит молока?». Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.
Использую игровые приемы в работе над развитием певческого голоса (Автор С. А. Арефьева) :
«Здоровое горлышко»
«Разбудим голосок»
«Бибикалки»
«Папуасики»
«Погреем ручки»
Такие игры нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии. Они лучше себя слышат.
Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.
Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Я выразительно пропеваю долгие звуки. Дети следуют этому примеру.
Большое место в младших группах отвожу работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая из смысла. Ообъясняю значение отдельных, непонятных слов, учу правильному произношению. Для выработки правильной дикции беру такие приемы: выразительное чтение, правильное и отчетливое их произношение, чтение текста шепотом. Игровые приемы, например, Петушок учится петь, как дети, но плохо произносит слова, неточно поет мелодию. Это вызывает у детей сильное желание научить Петушка правильно выговаривать слова и точно интонировать мелодию.
Важную роль в этом процессе играет дыхание. Емкость детских легких мала, отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых занятий приучаю детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенно выдох. Использую такие упражнения:
«Надуй шарик»
«Вдохни аромат цветка»
«Игра с флюгером»
«Задуй свечку»
Побуждаю детей петь не только на занятиях, но и в группе, дома перед гостями, на праздниках и развлечениях. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную музыкальную деятельность. При этом мне вместе с воспитателями приходится принимать активное участие в организации этой деятельности. В группе так оборудовали музыкальный центр, чтобы дети, не мешая друг другу, могли свободно подходить и пользоваться музыкально-дидактическими играми, инструментами. Музыкально-дидактические игры активизируют процесс музыкально-сенсорного развития. Мы уделяем им внимание на занятиях, а потом в повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания с помощью музыкально-дидактических игр.
Чтобы воспитатель был первым помощником музыкального руководителя, провожу с педагогами индивидуальные и коллективные консультации, практические занятия. На консультациях знакомлю воспитателей с планом работы, разучиваю детский репертуар, обращаю внимание на умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок, вместе обсуждаем проведенные мероприятия, учитываем, кому из детей нужна индивидуальная помощь.
Опыт убеждает, что только совместная работа с воспитателями может привести к желаемому результату в решении задач музыкального воспитания.
Уделяю внимание и взаимодействию с родителями, эту работу осуществляю через различные формы: через стенды для родителей, в которых помещаю консультации. Например, разъясняя родителям вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка, насколько опасно позволять петь дошкольнику на улице в холодную, сырую погоду. «Как организовать праздник дома». Размещаю фотосессии проведенных праздников. Различную информацию о посещении детских спектаклей;
через выставки музыкальных шумовых инструментов, сделанными своими руками;
рекомендации по пополнению домашней фонотеки;
через подготовку к праздникам, развлечениям;
через подготовку экологических сказок (во 2-ой мл. группе ставим сказку о глупом мышонке)
семейный опыт музыкального воспитания (мама Насти З. делилась опытом пения песен дома русских народных;)
Результаты проведенной диагностики за первое полугодие показали, что уже четверо детей имеют высокий уровень развития. Четыре ребенка уровень ниже среднего, 18 детей – средний уровень развития.
К концу четвертого года приложу все усилия, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставая и не опережая друг друга, правильно передавали мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него.
Через певческую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение обеспечивает прекрасную психологическую, нравственную и эстетическую среду для формирования лучших человеческих качеств. В пении дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.