Чиркова Анастасия
Развитие мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
0Чиркова Анастасия
"Упражнения на развитие мышления"
Цель: Развитие мышления через подобранные упражнения.
Задачи: Учить строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
1) «Заселение домика»
Задание ребенку:
Публикация «Развитие мышления у дошкольников» размещена в разделах
- Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого этажа был другой, не такой, как на шестом этаже.
Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались незаселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.
Результат:
-Отлично, если ребенок полностью справился с заданием самостоятельно.
-Если он выполнил правильно только два-три варианта — это тоже неплохой, результат, тем не менее, надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.
2) «Третий лишний»
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.
Яблоко, вишня, помидор.
Час, килограмм, минута.
Козленок, корова, теленок.
Шапка, шарф, кепка.
Мыло, веник, мочалка.
Карандаш, стакан, ложка.
Кастрюля, сумка, чемодан.
Колбаса, молоко, молоток.
Телевизор, холодильник, диван.
Кошка, собака, волк.
-При выполнении данных упражнений попросите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.
Не забывайте: главный вопрос — почему ты так думаешь?
3) "Четвертый лишний".
1. Корова, собака, свинья, волк.
2. Футболка, шорты, шапка, куртка.
3. Малина, крыжовник, подосиновик, смородина.
4. Мокрый, влажный, сырой, сухой.
5. Час, минута, лето, секунда.
6. Ложка, тарелка, кастрюля, цветок.
7. Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь.
8. Лук, морковь, банан, картофель.
9. Береза, рябина, сосна, малина.
4)«Смысловой ряд»
Какое будет четвертое слово:
Лиса — нора, медведь —. (берлога)
Больница — лечение, школа —. (обучение)
Сахар — сладкий, лимон —. (кислый)
Рыба — вода, птица —. (небо)
Утка — утенок, курица —. (цыпленок)
Птицы — перья, звери —. (шерсть)
Осень -—зима, дождь —. (снег)
Кастрюля — половник, тарелка —. (ложка)
Куртка — замок, шуба —. (пуговица)
Тепло — вода, морозно —. (лед)
5) "Сравнение предметов"
1) Стрекоза и божья коровка
2) Дом и избушка
3) Стол и стулья
4) Ручка и ластик
5) Вода и молоко
6) Топор и молоток
7) Гитара и баян
8) День и ночь
9) Одежда и обувь
10) Грибы и ягоды
Рекомендации по проведению задания:
Ты видел стрекозу? А божью коровку?
Похожи стрекоза и божья коровка или нет? Чем они похожи?
А чем отличаются друг от друга?
При сравнении предметов учить находить черты сходства и черты различия по главным признакам.
6) "Отгадай что я хочу сказать" (произносится первый слог слова).
Всего предлагается 10 слогов:
1) по,
2) на,
3) за,
4) ми,
5) му,
6) до,
7) че,
8) пры,
9) ку,
10) зо.
7) "Последовательность событий"
Предложите ребенку разрезанную мозаику собрать и расположить в последовательности происходящих событий. (Например: «Варим суп», «Сошьем платье» и т. д).
8) "Обобщения"
1) Назвать одним словом предметы:
Тюльпан, ромашка, роза - это.
Весна, лето, осень - это.
Футбол, волейбол, хоккей - это.
2) Конкретизировать обобщающие понятия:
Овощи - это.
Транспорт - это.
Мебель-это. Ит. д
9) Игры развивающие мышление, сообразительность
а) Игра "Скажи наоборот".
Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот.
Горячий-холодный
Добрый-злой
Светло- темно и т. д.
в) Игра "Бывает - не бывает".
Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.
Летом идет снег.
Мама шьет платье.
Корова живет в лесу.
Машина летит в небе.
Клубника красного цвета и т. д.