Наталья Гордиенко
Развитие моторики рук в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес у детей.
2. Обучать ловкости в обращении с карандашом и ручкой, формировать правильный захват карандаша и ручки, тренировать мышцы рук детей.
3. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Публикация «Развитие моторики рук в детском саду» размещена в разделах
Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даё т много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
1. Органов движения.
2. Органов познания.
3. Аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).
Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.
Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма.
Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения в данном пособии можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.
Штампы – работа с одним штампом, работа с карандашом штампом.
Ниткопись – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии.
Бисерография – упражнения с бусинами, работа с ниткой бисера.
Театр в руке.
Оригами.
Работа с пластилином, бумагой, тканью.
Работа с природным и бросовым материалом.
Графические диктанты.
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Игры и упражнения используемые для развития мелкой моторики рук
v Самомассаж рук
v Лепка из разных материалов
v Игры с мозаикой
v Пальчиковый театр
v Шнуровка
v Графические упражнения
v Штриховка
v Игры с крупой, бусинками, пуговицами
v Игры с прищепками
Массаж— ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.
Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто).
Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, что способствует улучшению речи.
Игры с конструктором и мозаикой
Развивают внимание, зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами
Пальчиковый театр
• стимулирует развитие мелкой моторики;
• помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);
• развивает воображение, память, мышление и внимание;
• помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
• формирует творческие способности и артистические умения;
• знакомит с элементарными математическими понятиями.
Шнуровка
Развивают :
• сенсомоторную координацию,
• мелкую моторику рук;
• пространственное ориентирование
• творческие способности
Способствуют:
• пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
• развитию речи
Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант).