Елена Петровна Мишкина
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для родителей
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышение
компетентности родителей в развитии и образовании детей в условиях самоизоляции.
Задачи:
1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
2. Заинтересовать проблемой.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
3. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук.
4. Прививать навыки игрового взаимодействия.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.
Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.
Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все трогать, гладить.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.
Сейчас я предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения на развитие речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься дома во время самоизоляции.
Одним из видов развития мелкой моторики рук является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка:
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Давайте познакомимся с некоторыми из них.
«Моя семья»
Этот пальчик — дедушка (загибаем большой пальчик);
Этот пальчик — бабушка (загибаем указательный пальчик);
Этот пальчик — папочка (загибаем средний пальчик);
Этот пальчик — мамочка (загибаем безымянный пальчик);
Этот пальчик — я (загибаем мизинчик);
Вот и вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)
«Рыбки»
Пять маленьких рыбок
Играли в реке (сложенные ладони колышутся, как будто плывут,
Лежало большое
Бревно на песке, (сложить одну руку на другую, как за партой в школе)
И рыбка сказала:
«Нырять здесь легко!» (сложенные ладони переворачиваем с боку на бок.)
Вторая сказала:
«Ведь здесь глубоко». (качаем соединёнными ладонями.)
А третья сказала:
«Мне хочется спать!» (поворачиваем ладони на бок.)
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать. (дрожь в руках.)
А пятая крикнула:
«Здесь крокодил! (ручки открываются и закрываются, как рот крокодила.)
Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!» (быстро убираем ладони.)
Пальчиковая игра – шутка «Маланья»
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши.)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку.)
Пять сыновей, (показать пять пальцев.)
Все без бровей, (очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами, (растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими носами (показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)
Вот с такими усами (очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)
Вот с такой бородой! (показать руками большую окладистую бороду.)
Они не пили, не ели, (одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
На Маланью все глядели, (держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так.. (ребенок показывает придуманные действия.)
Игры с пробками от пластиковых бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы»
(То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно)
Игра с карандашом (лучше использовать карандаш - шестигранник)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Игра “Помогаю маме”
Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
Игра “Волшебные палочки”
Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
Игра “Чудесный мешочек”
В небольшой мешочек помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки.
В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность:
• Застегивание и расстегивание пуговиц;
• Нанизывание колец на тесьму;
• Игры с прищепками.
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:
• Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;
• Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;
• Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
• Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
• Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
• Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
• Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Методическая литература:
1. А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника»
2. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика»
3. Е. А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»
4. Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками»
5. И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»
6. Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника»
7. Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»