Надежда Андронова
Развитие мелкой моторики рук у детей в разных видах детской деятельности с использованием метода моделирования
▼ Скачать
(Опыт по инновационной деятельности в рамках самообразования)
Андронова Надежда Павловна в рамках инновационной деятельности МДОУ «Детский сад №44» по теме «Формирование креативных способностей дошкольников методом моделирования», разработала тему собственного инновационного опыта «Развитие мелкой моторики рук у детей через разные виды детской деятельности с использованием метода моделирования». По этой проблеме работает с 2013г.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей в разных видах детской деятельности с использованием метода моделирования» размещена в разделах
Одной из проблем, возникающих перед современным обществом является проблема полноценного развития детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.
Актуальность и перспективность опыта состоит в обеспечении условий для развития мелкой моторики рук, познавательной активности, а также логического мышления через моделирование. Важное место в процессе развития мелкой моторики принадлежит моделям и моделирующей деятельности с предметами.
Цель. Создать условия, способствующие развитию мелкой моторики рук с целью подготовки детей к обучению в школе.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:
- развивает у детей умственную активность, сообразительность;
- наблюдательность, умение сравнивать;
- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;
- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;
- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
Концептуальность. Процесс развития мелкой моторики непрост для ребёнка дошкольника. Начинается он с чувственного восприятия. Овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания. Вид предмета или объекта – это стимул движения рук по направлению к нему. Однако многие предметы, объекты и события невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщённое представление об объекте или предмете и составить схему. Решить успешно эти задачи помогает метод моделирования. Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории Я. А. Коменского. Моделирование наглядно - действенное, основано на практических действиях и в его основе лежит принцип замещения, что значит замещение реальных предметов в деятельности детей другими предметами, изображениями и знаками. Этот метод является действием, направленным к созданию и оперированию моделями. Можно сказать, что моделирование выполняет свою познавательную функцию только тогда, когда раскрывает сущность заменяемого содержания при использовании разных видов моделей.
Наличие теоретической базы опыта. Психологи в своих работах показали, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. Исследованиями J1.A. Венгера,
П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова установлено, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления. Л. А. Венгер выдвинул предположение о том, что психологическим содержанием формирующихся в дошкольном возрасте общих умственных способностей «являются действия пространственного моделирования - построения и использования наглядных образов, функционально эквивалентных реальным пространственным моделям». В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей, писали
Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста
(Леон Лоренсо С., Л. М. Хализеева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п., появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Проанализировав опыт великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, Надежда использовала в работе по развитию мелкой моторики у детей наглядное моделирование. Задачи развития речи дошкольников и формирование у них интеллектуальных качеств Андронова Н. П. решала интегративно в ходе освоения всех образовательных областей, придерживаясь педагогической идеи:
1. В центре внимания - ребенок.
2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.
3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях и видах деятельности.
Оптимальность и эффективность средств. Наибольшей эффективности удается достичь при условии интеграции воспитания и развития дошкольников на разных уровнях. Надежда Павловна подбирает и пополняет личную библиотеку материалами о развитии мелкой моторики рук у дошкольников через разные виды деятельности. Изучает интернет-ресурсы и опыт работы коллег нашего детского сада и других детских садов. В своей работе большое внимание уделяет работе несложным играм – упражнениям с пальчиками
Е. Савельевой, примерному комплексу и образцам упражнений для пальчиковой гимнастики; упражнениям для пальчиковой гимнастики за столом; самомассажу кистей и пальцев рук В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Активно использует в работе модели для прочтения стихотворений. Счетные палочки применяются для моделирования объектов, предметов. Для развития мелкой моторики Надежда Павловна применяет тетради с графическими заданиями.
О результативности опыта Надежды Павловны свидетельствуют данные диагностики : (2013-2014) начало учебного года (старшая группа) низкий уровень – 9 человек (30%, средний - 18 человек (60%, высокий – 3 человека (10%); конец учебного года: низкий 0 человек, средний – 16 человек (53%, высокий – 14 человек (47%).
Обмен опытом и возможность тиражирования.
Опыт работы по инновации был представлен:
- В 2013 году на открытой НООД для студентов 3 курса факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» в средней группе на тему: «Заучивание песни «Барашек»;
- 2014 году на заседании ГМЦ «Развитие креативных способностей детей дошкольного возраста» на базе МДОУ «Детского сада №29» на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей через разные виды детской деятельности с использованием метода моделирования»;
- 2014 году в ходе самообразования изучила гендерные различия будущих первоклассников, которые необходимо учитывать для достижения детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования и поделилась своим опытом работы в ГБОУ ВПО (ПК) ВПО «МГПИ имени М. Е. Евсевьева» на Межрегиональном научно – практическом семинаре «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования» на тему: «Гендерные различия будущих первоклассников».
Представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присуши актуальность, результативность, оптимальность, стабильность, научность. Опыт работы может быть использован воспитателями, старших групп, интересен учителям-логопедам и воспитателям, работающим на логопедических группах, студентам, получающим педагогическое образование. С этой целью Надежда Павловна освещает свой опыт работы по инновационному направлению на страничках сайтов:
- публикации на сайте https://www.maam.ru/users/AAA070808;
- сайт ДОУ https://www.scoolrm.ru/detsad__sar/ds44sar/.
Наличие обоснованного числа приложение, наглядно иллюстрирующих основные формы и приё мы работы с воспитанниками Андронова Надежда Павловна продемонстрировала:
- в 2014г. на заседании ГМЦ «Развитие креативных способностей детей дошкольного возраста» на базе МДОУ «Детского сада №29» на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей через разные виды детской деятельности с использованием метода моделирования»;
- сайт ДОУ https://www.scoolrm.ru/detsad__sar/ds44sar/.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа Андроновой Н. П. по развитию мелкой моторики рук у детей через разные виды детской деятельности с использованием метода моделирования во взаимодействии с родителями способствует развитию мелкой моторики, формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.