Наталья Федотова
Развитие мелкой моторики при подготовке детей подготовительной группы к письму
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики при подготовке детей подготовительной группы к письму»
«Рука – это щупальца мозга»
(И. М. Сеченов).
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.» (В. Сухомлинский)
Публикация «Развитие мелкой моторики при подготовке детей подготовительной группы к письму» размещена в разделах
Готовность к обучению в школе выделяют три тесно связанных аспекта: физиологический, личностный (социально–психологический) и психологический. Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе. Психологическая готовность к школе влияет на мотивацию, познавательные процессы (внимание, восприятие, мышление, воображение, память, произвольную сферу, развитие мелкой ручной моторики. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием.
Наряду с общей физической подготовкой требуется, чтобы у будущих первоклассников была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу даст большую нагрузку на кисти ребёнка – при обучении письму.
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики). Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 6-7 лет не теряет своей актуальности.
Уровень развития мелкой моторики ребёнка
6-7 лет — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.
У детей дошкольного возраста мелкая моторика развивается через игры, упражнения, разные виды продуктивной деятельности и правильной организации развивающей среды, направленной на развитие мелкой моторики.
Пальчиковый театр.
Помогает развивать речь;
Способствует овладению навыками мелкой моторики;
Развивает внимание, память, мышление, воображение.
Игры с крупами, мукой, сухие бассейны
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные рисунки, геометрические фигуры, буквы и т. д.
Выкладывать из фасоли дорожки разной длины, считать и сравнивать фасоль — на сколько в одной дорожке больше, чем в другой.
Сортировать разную крупу по цвету, форме, размеру.
Игра «Золушка» и т. д
Песочная терапия.
• Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка.
Самомассаж кисти и пальцев рук.
«Точилка»
«Братцы»
«Добываем огонь»
«Гуси»
«Человечки»
Пальчиковая гимнастика.
Это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела
Игры -моталочки.
Используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений.
Графические диктанты.
Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки и отслеживание и контролем направления движения руки.
Штриховка.
Штриховка в разных направлениях, дорисовка картинки, соединение по точкам, продолжение ряда и т. д.
Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
Работа с бумагой.
Оригами, вырезание, кручение и аппликации с разнообразными материалами
повышают сенсорную чувствительность, то есть формируют точное восприятие объема, формы, цвета, фактуры;
развивают логическое мышление, воображение, память, учит читать чертеж;
-развивают мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук;
-формируют умение планировать работу, предвидеть результат и достигать его.
Конструирование.
Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка.
От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
ЧЕМ БОЛЬШЕ УМЕЕТ РУКА, ТЕМ УМНЕЕ ЕЕ ОБЛАДАТЕЛЬ.