Светлана Топунова
Развитие мелкой моторики через нетрадиционную аппликацию
▼ Скачать + Заказать документы
Аппликация, а особенно нетрадиционная, имеет большое значение для умственного, эстетического воспитания, для овладения трудовыми навыками. В процессе деятельности развиваются важные психические процессы (образные представления, образное мышление, воображение и др., творчество, форми-руются художественно – творческие способности.
У воспитанников :
развивается мелкая моторика;
развивается стремление к творчеству;
Публикация «Развитие мелкой моторики через нетрадиционную аппликацию» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
формируются навыки и умения работы с использованием раз-ных ; материалов (бумаги, картона, бросового и природного и пр.)
дети учатся мастерить несложные поделки в технике оригами;
развивается художественный вкус при оформлении изделий в процессе гармоничного сочетания элементов по форме, величине, цвету, фактуре и пр. ;
формируется стремление к совместной деятельности;
формируются навыки коммуникативного, делового общения;
формируются умения пользоваться инструментами и материа-лами для труда;
формируется умение самостоятельно подготавливать к работе необходимые материалы и инструменты;
формируется привычка соблюдать чистоту и порядок на ра-бочем месте.
Художественно- творческая деятельность и, в частности аппликация, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх. Дети в процессе изго-товления поделки общаются, обмениваются впечатлениями, дают советы и ока-зывают помощь друг другу, учатся оценивать свои работы и других детей.
Аппликация – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У де-тей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Во время занятия повышается работоспособность, улучшается кро-вообращение, развивается координация движений руки и глаза (сенсорика). Изготавливая поделки, дети активно действуют инструментами по назначению, используют их, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать их по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки.
У ребенка формируется представление о таких категориях, как величи-на, форма. Он на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления.
У детей развивается фантазия и воображение, желание экспериментиро-вать, изобретать. У них улучшается пространственное, логическое, математи-ческое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интел-лектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу и, я считаю, что надо уделять должное внимание различ-ным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображе-ния, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения инди-видуальности. Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.
В своей работе я использую такие виды как:
- Обрывная аппликация;
- Аппликация из конфетти;
- Аппликация из салфеток;
- Аппликация из крупы и семян;
- Аппликация из ваты и ватных дисков;
- Аппликация из ниток;
- Аппликация из сухих листьев;
- Аппликация из соли и песка;
- Оригами.
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, до-школьники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Целью моей работы является: создать условия для развития мелкой моторики руки детей через занятия по нетрадиционной аппликации.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие умений производить точные движения пальцами рук.
2. Развитие способности координированной работу рук со зрительным воспри-ятием.
3. Развитие творческой активности, фантазии.
4. Развитие памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, гла-зомера, познавательного интереса.
5. Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мыш-цы рук детей, развивать тактильные ощущения.
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение рабо-тать в коллективе и индивидуально.
Эта тема интересна не только мне, но и детям, ведь в этом возрасте они очень любят мастерить что-то своими руками, особенно из необычного матери-ала.
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бу-магу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива. Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помо-щью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по ри-сунку на клей ПВА.
Аппликация из круп и семян. Детям дошкольного возраста просто необходи-мо всестороннее развитие. Аппликация из семян развивает мелкую моторику и открывает новые возможности и способности для малыша. Большим плюсом является доступность и безопасность материала, и, что немало важно, простота исполнения самой аппликации.
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудря-вое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бу-мажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Об-рывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творче-ского мышления.
Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать объём-ную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для ап-пликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обяза-тельно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ре-бёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художе-ственных экспериментов существенно расширяется.
Оригами (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование од-ного листа бумаги без применения клея и ножниц. Из полученных фигурок можно делать самые различные аппликации. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы пальцев руки, развивает логическое мышление.
Аппликация из крупы. Аппликация из крупы очень нравится детям. С крупой можно создавать разные поделки, создавать аппликации. Для этого манку, рис, пшено, рожки раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных растений. В настоящее время широкую попу-лярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошколь-ного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной при-роде, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заго-товка природного материала происходит на воздухе.
Аппликация из конфетти еще один из способов нетрадиционной аппликации. Нащелкать дыроколом кружочки из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные.
Аппликация из ниток. Данный вид аппликации развивает фантазию, усидчи-вость, творчество, тактильные ощущения. Нарисовать рисунок, ниточки поре-зать на мелкие части, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей ра-боты, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами дает возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать своими работами групповую комнату, дарить их родителям и друзьям.