Анна Степанян
Развитие культурно-гигиенических навыков в раннем младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская методическая разработка на тему: «Развитие культурно-гигиенических навыков в раннем младшем дошкольном возрасте» Выполнил: воспитатель ГДОУ №233 Выборгского р-на г. Санкт-Петербург Степанян А. Б.
Актуальность:
Освоение гигиенической культуры – одна из основных задач всестороннего развития ребёнка и охраны его здоровья. Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение, так как в этот ответственный период жизни человека – период детства – формируется его физическое и психическое здоровье, закладываются основы нравственной личности.
Публикация «Развитие культурно-гигиенических навыков в раннем младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Профессиональный стандарт педагога (воспитателя) требует от воспитателя определенных знаний, умений и трудовых действий (Проф. стандарт приказ №544 от 18 октября 2013г)
Осуществлять планирование и реализацию образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми.
Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности
Проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностною сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (ФГОС №1155 от 17 октября 2013г., п. 2. 6)
Направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
Целевые ориентиры:
- владеет простейшими навыками самообслуживания (умывание, переодевание)
- навык культуры поведения
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, и пр.) и умеет пользоваться ими.
-умение выполнять социальные требования жизни в обществе: опрятность, культура быта, поведение за столом;
-способен к самостоятельным действиям в ситуациях культурно-гигиенических навыков;
- проявляет познавательный интерес к художественной литературе;
- активная игровая деятельность, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
- стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
Профессиональные задачи:
Обучать детей этике поведения во время приёма пищи
Развивать навыки самообслуживания и элементарного бытового труда (держать правильно ложку и самостоятельно кушать, самостоятельно снимать и одевать одежду, мыть руки).
Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Активизировать познавательный интерес.
Создавать игровые ситуации.
Приобщать к восприятию художественной литературы.
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста:
Ведущая деятельность в раннем детском возрасте – предметно-манипулятивная деятельность.
Психологические новообразования возраста – первичное самосознание, активная речь, наглядно-действенное мышление.
Особенности развития двигательной сферы: овладение предметными действиями (соотносящими и орудийными); бурно развивается мелкая моторика (шнуровка, бросание предметов в цель, действия с пирамидкой, кубиками, матрешками и др.); идет дифференциация функций ног и овладение навыком езды на велосипеде, умениями подниматься по лестнице, бегать и др.
Особенности развития познавательной сферы: познание мира окружающих вещей, начало процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания; начало развития логических операций и наглядно-действенного мышления.
начальный этап соединения речи с мышлением; формирование перцептивных действий и сенсорных эталонов (формы, цвета и величины); память отличается непроизвольностью и кратковременностью; внимание неустойчиво, быстро переключаемо и непроизвольно.
Особенности развития личностной сферы: осознание себя как личности и отделение себя от других, появление потребности в самостоятельности; становление самооценки и некоторых социальных чувств (гордости, стыда, эмпатии); создаются первые образы о настроении людей;
развивается мотивационная сфера, где в основе лежат потребности в общении, в активной деятельности, в самостоятельности и др.
Особенности развития социальной сферы: совместная деятельность детей и взрослых становиться предметной; развитие контактов со сверстниками и расширение круга общения; освоение правил пользования предметами домашнего обихода;
начало продуктивной деятельности; формирование навыков самообслуживания (при приеме пищи, в ходе утреннего и вечернего туалета, навыки одевания и раздевания и др. идет первичное усвоение нравственных норм общения и взаимодействия с предметами, в результате могут формироваться такие качества, как доброжелательность, бережливость, уважительность, терпеливость, аккуратность и др.
Реализация поставленных задач осуществляется в рамках, в ходе:
- Образовательная область «Познавательное развитие»;
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»;
- режимных моментов, совместной и самостоятельной деятельности;
- Специально-организованной деятельности детей и взрослых во взаимодействии;
- Взаимодействия с родителями;
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
- образовательная ситуация в режимных моментах;
- игровая ситуация
- показ и объяснение;
- пример;
- поощрение;
- беседа;
- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
- чтение художественной литературы: потешки, стихи.
- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Игра, как основной метод развития гигиенических навыков (структура):
- Игровая ситуация (сюрпризный момент, проблемная ситуация, интрига)
- Игровая задача
- Игровые правила
- Коммуникация (управление, (кто главный, кто за что отвечает, как договориться….)
- Собственно деятельность в игре, в которой формируются навыки (гигиенические, речевые, социальные….)
- Среда игры
- Оценка степени выполнения игровой задачи
(получилось-не получилось, умеешь – не умеешь)
Игровое занятие «Незнайка идёт в гости»
Сюрпризный момент: появление расстроенного Незнайки. (На улице зима, а Незнайка не знает, как правильно одеться).
Игровая задача: Ребята, а мы сможем помочь Незнайке и правильно его одеть?
Игровые правила: беседа с детьми о том, как надо одеваться зимой, показ модели последовательности одевания и иллюстраций.
Коммуникация (управление): воспитатель даёт задание каждому ребёнку одеть правильно одну вещь, а один ребёнок назначается следящим» за правильным ходом процесса.
Деятельность: дети по очереди одевают Незнайку под контролем следящего. Воспитатель следит за процессом, в случае затруднений вместе со «следящим» помогают.
Среда игры: кукла Незнайка, полный аутфит (одежда, обувь, иллюстрации, модель последовательности.
Оценка выполнения задачи: следящий вместе с воспитателем дают оценку, кто был лучше, кто быстрее, беседуют с Незнайкой (понравилось ли ему, запомнил ли он как нужно одеваться, повторяем последовательность ещё раз, Незнайка радостный уходит в гости).
Сюрпризный момент: появление расстроенного Незнайки. (На улице зима, а Незнайка не знает, как правильно одеться).
Игровая задача: Ребята, а мы сможем помочь Незнайке и правильно его одеть?
Игровые правила: беседа с детьми о том, как надо одеваться зимой, показ модели последовательности одевания и иллюстраций.
Коммуникация (управление): воспитатель даёт задание каждому ребёнку одеть правильно одну вещь, а один ребёнок назначается следящим» за правильным ходом процесса.
Деятельность: дети по очереди одевают Незнайку под контролем следящего. Воспитатель следит за процессом, в случае затруднений вместе со «следящим» помогают.
Среда игры: кукла Незнайка, полный аутфит (одежда, обувь, иллюстрации, модель последовательности.
Оценка выполнения задачи: следящий вместе с воспитателем дают оценку, кто был лучше, кто быстрее, беседуют с Незнайкой (понравилось ли ему, запомнил ли он как нужно одеваться, повторяем последовательность ещё раз, Незнайка радостный уходит в гости).
Сюрпризный момент: появление расстроенного Незнайки. (На улице зима, а Незнайка не знает, как правильно одеться).
Игровая задача: Ребята, а мы сможем помочь Незнайке и правильно его одеть?
Игровые правила: беседа с детьми о том, как надо одеваться зимой, показ модели последовательности одевания и иллюстраций.
Коммуникация (управление): воспитатель даёт задание каждому ребёнку одеть правильно одну вещь, а один ребёнок назначается следящим» за правильным ходом процесса.
Деятельность: дети по очереди одевают Незнайку под контролем следящего. Воспитатель следит за процессом, в случае затруднений вместе со «следящим» помогают.
Среда игры: кукла Незнайка, полный аутфит (одежда, обувь, иллюстрации, модель последовательности.
Оценка выполнения задачи: следящий вместе с воспитателем дают оценку, кто был лучше, кто быстрее, беседуют с Незнайкой (понравилось ли ему, запомнил ли он как нужно одеваться, повторяем последовательность ещё раз, Незнайка радостный уходит в гости).
Сюрпризный момент: появление расстроенного Незнайки. (На улице зима, а Незнайка не знает, как правильно одеться).
Игровая задача: Ребята, а мы сможем помочь Незнайке и правильно его одеть?
Игровые правила: беседа с детьми о том, как надо одеваться зимой, показ модели последовательности одевания и иллюстраций.
Коммуникация (управление): воспитатель даёт задание каждому ребёнку одеть правильно одну вещь, а один ребёнок назначается следящим» за правильным ходом процесса.
Деятельность: дети по очереди одевают Незнайку под контролем следящего. Воспитатель следит за процессом, в случае затруднений вместе со «следящим» помогают.
Среда игры: кукла Незнайка, полный аутфит (одежда, обувь, иллюстрации, модель последовательности.
Оценка выполнения задачи: следящий вместе с воспитателем дают оценку, кто был лучше, кто быстрее, беседуют с Незнайкой (понравилось ли ему, запомнил ли он как нужно одеваться, повторяем последовательность ещё раз, Незнайка радостный уходит в гости).