Лучший педагог года

Развитие культурно-гигиенических навыков в раннем младшем дошкольном возрасте

Анна Степанян
Развитие культурно-гигиенических навыков в раннем младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Авторская методическая разработка на тему: «Развитие культурно-гигиенических навыков в раннем младшем дошкольном возрасте» Выполнил: воспитатель ГДОУ №233 Выборгского р-на г. Санкт-Петербург Степанян А. Б.

Актуальность:

Освоение гигиенической культуры – одна из основных задач всестороннего развития ребёнка и охраны его здоровья. Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение, так как в этот ответственный период жизни человека – период детства – формируется его физическое и психическое здоровье, закладываются основы нравственной личности.

Публикация «Развитие культурно-гигиенических навыков в раннем младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Профессиональный стандарт педагога (воспитателя) требует от воспитателя определенных знаний, умений и трудовых действий (Проф. стандарт приказ №544 от 18 октября 2013г)

Осуществлять планирование и реализацию образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми.

Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности

Проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностною сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»  (ФГОС №1155 от 17 октября 2013г., п. 2. 6)

Направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Целевые ориентиры:

- владеет простейшими навыками самообслуживания (умывание, переодевание)

- навык культуры поведения

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, и пр.) и умеет пользоваться ими.

-умение выполнять социальные требования жизни в обществе: опрятность, культура быта, поведение за столом;

-способен к самостоятельным действиям в ситуациях культурно-гигиенических навыков;

- проявляет познавательный интерес к художественной литературе;

- активная игровая деятельность, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

- стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

Профессиональные задачи:

Обучать детей этике поведения во время приёма пищи

Развивать навыки самообслуживания и элементарного бытового труда (держать правильно ложку и самостоятельно кушать, самостоятельно снимать и одевать одежду, мыть руки).

Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Активизировать познавательный интерес.

Создавать игровые ситуации.

Приобщать к восприятию художественной литературы.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста:

Ведущая деятельность в раннем детском возрасте – предметно-манипулятивная деятельность.

Психологические новообразования возраста – первичное самосознание, активная речь, наглядно-действенное мышление.

Особенности развития двигательной сферы: овладение предметными действиями (соотносящими и орудийными); бурно развивается мелкая моторика (шнуровка, бросание предметов в цель, действия с пирамидкой, кубиками, матрешками и др.); идет дифференциация функций ног и овладение навыком езды на велосипеде, умениями подниматься по лестнице, бегать и др.

Особенности развития познавательной сферы: познание мира окружающих вещей, начало процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания; начало развития логических операций и наглядно-действенного мышления.

начальный этап соединения речи с мышлением; формирование перцептивных действий и сенсорных эталонов (формы, цвета и величины); память отличается непроизвольностью и кратковременностью; внимание неустойчиво, быстро переключаемо и непроизвольно.

Особенности развития личностной сферы: осознание себя как личности и отделение себя от других, появление потребности в самостоятельности; становление самооценки и некоторых социальных чувств (гордости, стыда, эмпатии); создаются первые образы о настроении людей;

развивается мотивационная сфера, где в основе лежат потребности в общении, в активной деятельности, в самостоятельности и др.

Особенности развития социальной сферы: совместная деятельность детей и взрослых становиться предметной; развитие контактов со сверстниками и расширение круга общения; освоение правил пользования предметами домашнего обихода;

начало продуктивной деятельности; формирование навыков самообслуживания (при приеме пищи, в ходе утреннего и вечернего туалета, навыки одевания и раздевания и др. идет первичное усвоение нравственных норм общения и взаимодействия с предметами, в результате могут формироваться такие качества, как доброжелательность, бережливость, уважительность, терпеливость, аккуратность и др.

Реализация поставленных задач осуществляется в рамках, в ходе:

- Образовательная область «Познавательное развитие»;

- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»;

- режимных моментов, совместной и самостоятельной деятельности;

- Специально-организованной деятельности детей и взрослых во взаимодействии;

- Взаимодействия с родителями;

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

- образовательная ситуация в режимных моментах;

- игровая ситуация

- показ и объяснение;

- пример;

- поощрение;

- беседа;

- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

- чтение художественной литературы: потешки, стихи.

- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Игра, как основной метод развития гигиенических навыков (структура):

- Игровая ситуация (сюрпризный момент, проблемная ситуация, интрига)

- Игровая задача

- Игровые правила

- Коммуникация (управление, (кто главный, кто за что отвечает, как договориться….)

- Собственно деятельность в игре, в которой формируются навыки (гигиенические, речевые, социальные….)

- Среда игры

- Оценка степени выполнения игровой задачи

(получилось-не получилось, умеешь – не умеешь)

Игровое занятие «Незнайка идёт в гости»

Сюрпризный момент: появление расстроенного Незнайки. (На улице зима, а Незнайка не знает, как правильно одеться).

Игровая задача: Ребята, а мы сможем помочь Незнайке и правильно его одеть?

Игровые правила: беседа с детьми о том, как надо одеваться зимой, показ модели последовательности одевания и иллюстраций.

Коммуникация (управление): воспитатель даёт задание каждому ребёнку одеть правильно одну вещь, а один ребёнок назначается следящим» за правильным ходом процесса.

Деятельность: дети по очереди одевают Незнайку под контролем следящего. Воспитатель следит за процессом, в случае затруднений вместе со «следящим» помогают.

Среда игры: кукла Незнайка, полный аутфит (одежда, обувь, иллюстрации, модель последовательности.

Оценка выполнения задачи: следящий вместе с воспитателем дают оценку, кто был лучше, кто быстрее, беседуют с Незнайкой (понравилось ли ему, запомнил ли он как нужно одеваться, повторяем последовательность ещё раз, Незнайка радостный уходит в гости).

Сюрпризный момент: появление расстроенного Незнайки. (На улице зима, а Незнайка не знает, как правильно одеться).

Игровая задача: Ребята, а мы сможем помочь Незнайке и правильно его одеть?

Игровые правила: беседа с детьми о том, как надо одеваться зимой, показ модели последовательности одевания и иллюстраций.

Коммуникация (управление): воспитатель даёт задание каждому ребёнку одеть правильно одну вещь, а один ребёнок назначается следящим» за правильным ходом процесса.

Деятельность: дети по очереди одевают Незнайку под контролем следящего. Воспитатель следит за процессом, в случае затруднений вместе со «следящим» помогают.

Среда игры: кукла Незнайка, полный аутфит (одежда, обувь, иллюстрации, модель последовательности.

Оценка выполнения задачи: следящий вместе с воспитателем дают оценку, кто был лучше, кто быстрее, беседуют с Незнайкой (понравилось ли ему, запомнил ли он как нужно одеваться, повторяем последовательность ещё раз, Незнайка радостный уходит в гости).

Сюрпризный момент: появление расстроенного Незнайки. (На улице зима, а Незнайка не знает, как правильно одеться).

Игровая задача: Ребята, а мы сможем помочь Незнайке и правильно его одеть?

Игровые правила: беседа с детьми о том, как надо одеваться зимой, показ модели последовательности одевания и иллюстраций.

Коммуникация (управление): воспитатель даёт задание каждому ребёнку одеть правильно одну вещь, а один ребёнок назначается следящим» за правильным ходом процесса.

Деятельность: дети по очереди одевают Незнайку под контролем следящего. Воспитатель следит за процессом, в случае затруднений вместе со «следящим» помогают.

Среда игры: кукла Незнайка, полный аутфит (одежда, обувь, иллюстрации, модель последовательности.

Оценка выполнения задачи: следящий вместе с воспитателем дают оценку, кто был лучше, кто быстрее, беседуют с Незнайкой (понравилось ли ему, запомнил ли он как нужно одеваться, повторяем последовательность ещё раз, Незнайка радостный уходит в гости).

Сюрпризный момент: появление расстроенного Незнайки. (На улице зима, а Незнайка не знает, как правильно одеться).

Игровая задача: Ребята, а мы сможем помочь Незнайке и правильно его одеть?

Игровые правила: беседа с детьми о том, как надо одеваться зимой, показ модели последовательности одевания и иллюстраций.

Коммуникация (управление): воспитатель даёт задание каждому ребёнку одеть правильно одну вещь, а один ребёнок назначается следящим» за правильным ходом процесса.

Деятельность: дети по очереди одевают Незнайку под контролем следящего. Воспитатель следит за процессом, в случае затруднений вместе со «следящим» помогают.

Среда игры: кукла Незнайка, полный аутфит (одежда, обувь, иллюстрации, модель последовательности.

Оценка выполнения задачи: следящий вместе с воспитателем дают оценку, кто был лучше, кто быстрее, беседуют с Незнайкой (понравилось ли ему, запомнил ли он как нужно одеваться, повторяем последовательность ещё раз, Незнайка радостный уходит в гости).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрастеФотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» старшая группа (сентябрь-январь) СЕНТЯБРЬI неделяТема: «Как нужно ухаживать за собой» Цель: Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой. Воспитывать привычку.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие культурно-гигиенических навыков в раннем младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 19:44
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие культурно-гигиенических навыков в раннем младшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Анна Степанян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД