Наталья Втюрина
«Развитие интереса к художественной литературе детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Детский сад № 5 «Ромашка» городского округа ЗАТО Светлый саратовской области
«Развитие интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель Втюрина Наталья Михайловна
2014 год
Публикация «„Развитие интереса к художественной литературе детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй является создание в детском саду необходимых условий для развития взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Главной целью работы в области художественной литературы является
-умение педагога показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребёнка, словесного творчества.
- показать методы и приёмы ознакомления ребёнка с художественной литературой
Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Таких мероприятий достаточно много, одна из форм работы в этом направлении – родительские собрания. На собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освещает имеющиеся проблемы. Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов своего ребёнка, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. С этой целью можно выбрать тему «Возрастные особенности дошкольника-читателя», в ходе которой рассказать о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, а также рассказать о преимуществе литературного чтения. Значительную часть работы с родителями нужно посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В старину существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось.
На лекции можно рассказать о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе, устанавливаются доверительные отношения в семье. Можно предложить провести в группе "Вечер семейного чтения", где воспитатель, дети и родители будут читать и обсуждать прочитанное. Если же у кого-то принято семейное чтение, предложите родителям организовать обмен опытом. Предоставьте им список книг для семейного чтения, в который войдет программная литература.
Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. В народе существует множество пословиц, поговорок о книге.
С целью ознакомления родителей с пословицами и поговорками, рекомендуется поместить материал в группе в виде папки- раскладушки, где можно подобрать стихи, загадки, пословицы о книге.
В последнее время в своей практике педагоги используют проектную деятельность для более углубленного изучения материала. Из опыта работы можно назвать некоторые, посвящённые знакомству детей с творчеством того или иного писателя, поэта, к примеру:
«Стихи и сказки С. Михалкова»
«По сказкам Сутеева»
«Мудрый волшебник С. Маршак»,
«В мире героев Н. Носова»
«В сказке ложь, да в ней намёк…» и многие другие проекты.
. К примеру: совместно с родителями и детьми провести литературный досуг, викторину, чтение по ролям, драматизацию сказок, отрывков из полюбившихся произведений.
Педагог должен информировать родителей о ходе образовательного процесса, привлекать к оформлению информационных стендов, организации выставок детского творчества, приглашать родителей на детские концерты и праздники.
Совместная деятельность родителей и педагогов может проходить в виде привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, конкурсов. Темы предлагают педагоги, но это могут быть и сами родители. Скажем, в подготовительной группе, когда дети уже познакомились с творчеством А. Пушкина, С. Есенина, Тютчева, предложите поучаствовать в конкурсе чтения стихов поэта, или провести литературную викторину «С книгами знаться – ума набираться». Планируя организационные мероприятия: “Литературный концерт”, “Литературные посиделки”, “У меня есть любимая книжка”, главной задачей является развитие интереса к художественному слову.
Одна из форм работы с родителями - создание семейных библиотек, позволяющая привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах. Кроме того на собраниях, круглых столах, родители могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.
Еще одна форма вовлечения родителей в процесс работы по художественной литературе - оформление тематических выставок, посвящённых творчеству писателей. Посвятить её можно знаменательной дате, которая позволит родителям ориентироваться в датах рождения писателей, поэтов. Так, например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К. И. Чуковскому, творчеству С. Михалкова, А. С. Пушкина, А. Л. Барто, Е. И. Чарушина, С. Я. Маршака. Организовать выставки «Наши любимые книги», «По страницам сказок», «Увлекательное путешествие в страну «Читалочку» и др. В их оформлении непременно должны участвовать дети и их родители.
Еще одной формой приобщения родителей в этом направлении может быть празднование именин произведения. Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нём будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнится -90 лет, «Аленькому цветочку» С. Т. Аксакова -155 лет.
В подготовительной группе можно провести интеллектуальный марафон в виде игры – викторины. Мероприятие поможет понять, насколько хорошо дети и родители знают произведения писателей и поэтов, умеют ли они читать стихи русских классиков.
Хорошо бы дать родителям несколько полезных советов и рекомендаций. Все рекомендации поместите в специальную папку или стенд. Лучше посвятить этой теме консультацию в виде «Круглого стола», раздать памятки, которые будут отражать основные требования к тому, как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу, какие книги лучше выбрать, как научить ребёнка беречь книгу.
* Выделяйте время для чтения каждый день. Дети обожают регулярное чтение (а не от случая к случаю) чтение с родителями. Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться — перед сном или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Всё время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.
*Выбирайте книги с осторожностью. Читая с ребёнком вместе постоянно, вы обязательно заметите: какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Вашего ребёнка просто может вдохновить пример других читающих детей.
*Окружите ребёнка материалами для чтения. Не только книги из библиотеки должны быть у ребёнка. Должны быть обязательно и свои собственные. Помогайте своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками, фотографиями и многими другими вещами. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, ровно, как и чтение его «собственных» книг, всем членам семьи.
*Читайте медленно и с удовольствием. Важно не только, что вы читаете, но как вы читаете. Когда читаете быстро и монотонно, ребёнок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актёрами, пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравиться.
*Читайте снова… снова. Как известно, дети любят слушать одни и те же истории. Не лишайте его этого. Ребёнок желает разобраться в книге глубже, процесс познания её происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Ведь идёт подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книг.
*Читайте везде и всегда. Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поезде, ожидая приёма у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, обязательно лежит книга.
* Наполните день ребенка потешками, прибаутками, приговорками.
* Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом.
* Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
* Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
* Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
* Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.
Формы работы с родителями могут быть разнообразными и интересными, если педагог проявит свое творчество. Главное, чтобы результатом всей проведенной работы был возросший интерес к книге у детей и родителей.
: