Татьянина Наталья
Плана экскурсии в парк весной в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей видеть, сезонные изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом, понимать взаимосвязь всего живого в природе.
Программные задачи:
Образовательные.
1. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
2. Формировать знания детей о временах года, о деревьях и кустарниках, о птицах и умении их узнавать по определённым признакам.
3. Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр - путешествий, применения приёмов моделирования.
Публикация «Плана экскурсии в парк весной в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Планирование на весенний период
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
4. Способствовать усвоению детьми разным способов обследования, установления связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
Развивающие.
1. Развивать навыки наблюдательности, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
2. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
3. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Воспитательные.
1. Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
2. Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций.
3. Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах.
4. Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше.
5. Воспитывать гуманное, экологические отношения детей к природе, гордится, и восхищаться, своим городом сделать его чище и краше.
Образовательные области.
• познавательное развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• речевое развитие;
• физическое развитие.
Материал: модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты, скворечники.
Предварительная работа:
Беседа о правилах поведения в парке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?» (Из множества предметов дети самостоятельно выбирают то, что будет полезно и необходимо для экскурсии. Дать возможность доказать, почему выбрали именно этот предмет). Для наблюдений сделать фотоаппараты (по количеству детей, аппликацию). Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии». Повторение правил дорожного движения. Наблюдения в природе, чтение художественных произведений о весне. (В. Бианки. «Синичкин календарь», Г. Скребицкий. «Первые листья», Г. Скребицкий. «Сказка о весне», Ю. Коваль. «Сказка о приходе весны», Александрова. «Капель»,Э. Мошкоская. «Весенняя арифметика», Г. Скребицкий. «На лесной полянке», Е. Благинина «Одуванчик», Е. Трутнева «Грибы», песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»).
Ход прогулки-экскурсии :
Воспитатель предлагает ребятам отправиться на экскурсию в городской парк. Но при этом спрашивает у ребят как надо вести себя в парке.
Дети отвечают что, портить деревья и кустарники нельзя, ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла трава; нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не пугать птиц, живущих в парке; нельзя бросать мусор;
Придя в парк воспитатель говорит ребятам, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну. Но Зиме понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, что бы я ей не мешала, она заколдовала меня. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!»
Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы в парке. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся искать шаги Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.
Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна? (с марта).
Дети: Март - первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.
Другое народное название марта - «капельник». От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель.
Воспитатель: Расскажите, что делают в марте птицы: синицы, Дети: В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.
Воспитатель: Отгадайте, какая птица прилетает в конце марта? (читает четверостишье).
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица. (грач)
Почему грача называют «вестником весны»?
Дети: В конце марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть еще и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе».
Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?
Дети: Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют «месяцем живой воды».
Воспитатель: А как называют май? (травень)
Воспитатель: Посмотрите ещё более внимательно, что мы видим на деревьях?
Дети: гнёзда.
Воспитатель: А как вы думаете, они пустые или их кто-то уже заселил?
Дети: Начали заселяться птицы, кажется, из гнезд доносятся звуки птиц.
Воспитатель: Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите?
Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки которые были сделаны заранее).
Воспитатель: Оглядитесь по сторонам и понаблюдайте за объектами живой природы: за деревьями (лиственными, за деревьями (хвойными, за кустарниками, за цветами, за травой, за насекомыми и птицами. Посмотрите по сторонам внимательно, что вы еще видите в парке.
Дети: большие деревья.
Воспитатель: А какие именно? Назовите деревья, которые вы узнали по внешнему виду.
- Дети: берёза, тополь, липа, клён;
Воспитатель: Как вы узнали эти деревья?
Дети: - почки у берёзы маленькие, у тополя длинные и острые, у липы круглые и большие, у клёна большие и более овальные, у берёзы ствол белый с черными чёрточками, у липы гладкий, у тополя светлее, чем у клёна.
Воспитатель: Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (Кора - кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается).
Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки - не ломать ветки, не портить кору дерева знаки)
Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в весеннем парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, набухшие почки и т. д.) Предлагает поиграть в игру «Раз, два, три к дереву беги». (воспитатель называет деревья, а ребята бегут к этому дереву.) С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.
Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги надо перепрыгнуть через них или обойти. В путь. Становитесь друг за другом.
Воспитатель: Видите ли вы цветы? Где они растут? Как они называются? Чем они отличаются?
Дети: видим одуванчики, пролески, нарциссы; тюльпаны растут на клумбе, а одуванчики и пролески - на полянке;
нарциссы и тюльпаны растут на клумбе, за ними ухаживают садовники - они крупнее и выше, чем пролески и одуванчики;
Исследовательская деятельность:
Воспитатель: Сравните одуванчики и пролески: какой высоты, какого цвета, какой формы цветы, чем отличаются: по количеству стебельков и цветов. А теперь можете достать лупы и посмотреть.
Воспитатель: Я загадаю загадки, узнайте о ком они.
На берёзовую ветку
Кто сушить
Повесил сетку? (паук)
Летит - жужжит,
Сядет - молчит (жук).
Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её. (пчела)
Пальчиковая игра «Паучок»
(Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по коленям.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы, погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)
Воспитатель: - О каком насекомом можно сказать жестоклылое? (жук). Почему? Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых, которые уже появились (свободное наблюдение).
Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей). Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.
Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Парк - это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т. д.) Для чего люди создают парки? Среди просторов нашей страны есть край, где вы живёте, где ваш родной дом, ваша родная земля. А теперь подумайте и скажите, чтобы наш парк, наш город был красивым и любимым, что надо делать?
Дети: Нужно заботиться о нём всем жителям и взрослым и детям.
Попрощаемся с нашим парком и оставим всем, кто приходит сюда гулять, правила друзей парка (палочки с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии).
Детям предлагается «сфотографировать» картинки весеннего парка и в группе сделать поделку или нарисовать рисунок, используя различные материалы.
Литературный источник.
1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов». М. : Просвещение,1978г.
2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы - загадки о природе: книга для детей 5-6 лет». М. : Вентана - Граф,2007г.
3. Маневцова Л. В. «Мир природы и ребенок» М. : 2007г.
4. В. А. Степанова В. А. «Листок на ладони» СПб., Детство-ПРЕСС, 2004г.
5. Хабарова Т. В., «Наблюдения за объектами живой и неживой природы с детьми 3-7 лет» (из опыта работы, Детство-ПРЕСС, 2006г.