МААМ-картинки

«Разнообразие жанров русской народной песни». Конспект открытого занятия.

Елена Чижкова
«Разнообразие жанров русской народной песни». Конспект открытого занятия.

Цели урока:

• Познакомить с разнообразием жанров русской народной песни;

• Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;

• На основе эмоционального восприятия русского народного песенного творчества воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством.

Оборудование: музыкальные инструменты (аккордеон, ложки, трещотки, бубен, треугольник, колокольчик, грамзаписи народных песен, портрет композитора, раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

Публикация «„Разнообразие жанров русской народной песни“, Конспект открытого занятия,» размещена в разделах

На доске эпиграф к уроку: «Народная песня – зеркало жизни народа»

1. Дети входят в класс под русскую плясовую песню.

У: – Здравствуйте, ребята! Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь, начинаем урок.

2. Сегодня наш урок посвящен русской народной песне. Чтобы подробнее узнать о видах русской народной песни, мы отправимся в путешествие. Будьте внимательны, в конце нашего путешествия вы должны мне правильно назвать виды русской народной песни. Активность на уроке будет поощряться, в виде карточек с набором музыкальных инструментов. Ваша задача набрать свой оркестр народных инструментов.

3. Сегодня к нам пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте.

Учитель достает из конверта письмо и читает детям:

«Здравствуйте, ребятишки!

Озорники и шалунишки

Я – Тимошка

Из деревни Гармошка.

В гости вас к себе зову,

Сладким чаем угощу.

Жду вас всех в своей избушке,

Возле леса на опушке.

Чтобы вы поторопились,

Чтоб в лесу не заблудились

Посылаю карту вам,

я ее составил сам»

Учитель обращает внимание ребят на доску с картой от Тимошки.

У: Что же ждет нас впереди? Отправимся в гости к Тимошке?

Дети: Да!

У: Но, так как урок наш музыкальный, то и путешествие в деревню «Гармошка» тоже будет музыкальным. Согласны?

Дети: Да!

У: Тогда отправляемся в путь, а поможет нам в дороге Тимошино письмо, прочитаем, что же ждет нас впереди:

«Впереди вас ждет река, широка и глубока.

Вы по ней плывите, да не утоните»

У: Ребята, а в какой знакомой нам русской народной песне упоминается о реке?

Дети: В песне «Вдоль да по речке»

У: Ребята, песня «Вдоль да по речке» композиторская или народная?

Дети: Эта песня народная.

У: Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?

Дети: У русской народной песни есть отличительная черта – ее распевность.

У: Послушайте русскую народную песню «Вдоль да по речке». В этой песне раскрывается сердечность и широта души русского народа, красота русской природы.

Слушание русской народной песни

У: Давайте разучим эту песню, помните о правильном дыхании.

Исполнение песни

У: Ребята, как вы думаете, зачем мы учим народные песни?

Дети: русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную песню.

У: Спасибо за интересный ответ, (можно отметить карточкой)

У: С трудной загадкой справились, а наше путешествие продолжается. Прочитаем в Тимошином письме, куда идти дальше?

«Речку одолели –

и вперед смелее.

На пригорке деревушка

Под названьем «Веселушка»

Развеселый в ней народ

Песни русские поет.

И вы запевайте

В деревню ту шагайте,

Чтобы легче вам шагалось

В эту деревушку

Запевайте дети дружно

Песню «Солдатушки»…

Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки»

У: Весело, с задором спели песню. Молодцы! А теперь ответьте на мой вопрос, народная эта песня или композиторская?

Дети: Песня – русская народная.

У: Правильно, и еще эта песня относится к солдатским песням. Какие старые слова есть в этой песне?

Дети: В песне есть старые слова: востры, держава.

У: На мои вопросы отвечали правильно, молодцы, а наше путешествие продолжается. Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти? Об этом мы прочитаем в Тимошином письме.

«Слева видите? – гора,

Вам идти как раз туда.

Под этой горой

Живет волк злой.

Тише идите,

Волка не будите»

У: Ребята, споем волку колыбельную песню. Внимательно слушаем первый звук, начинаем петь, не громко.

Разучивание колыбельной песни «Котик – коток», «Ходит сон по горе» и т. д.

У: Колыбельная от слова «колыбель», что означает приспособление для укачивания малыша. Кто пел колыбельные песни и как?

Дети: Колыбельную песню пела мама своему ребенку, чтобы тот уснул. Мама пела ласково, нежно, негромко.

У: Правильно. А еще такие песни в старину называли «баюканными» – от слова «баюкать», т. е. «укачивать». В колыбельных песнях есть одна особенность, можно спеть имя того ребенка, кому поют. А еще в колыбельных песнях есть реально существующие герои и фантастические. Внимательно посмотрите на карточки. И назовите реальных героев и фантастических.

Котик Дрема

Волчок

Сон

Зайчик

Бука

Собачка Угомон

У: Молодцы ребята! С заданием справились на «отлично».

Волк остался спать под горой благодаря нашим колыбельным.

«Пол дороги,

пол пути

быстро мы смогли пройти.

А сейчас мы отдохнем

И опять вперед пойдем»

У: Какие элементы движения подходят для русской народной песни? Давайте мы их разучим и потом исполним вместе с русской народной песней «Ой с вечора, с полуночи».

С ребятами проводится физкультминутка

У: Наше путешествие продолжается, а вот в какую сторону пойдем – в письме Тимошином прочтем.

«Справа медведь,

он любит петь,

громко поет

пройти не дает.

По секрету вам скажу:

С этим мишкой я дружу.

Вы ему – частушек много,

Он уступит вам дорогу»

У: Очень любит Мишка частушки, и мы их любим петь. Частушка – это короткая народная песня, с юмором. Частушка бойкая, веселая, поется в быстром темпе. Но есть медленные – страдания. А с какими инструментами можно исполнять частушки?

Дети: Частушки можно исполнять с гармошкой и с баяном.

Дети: Еще и с балалайкой.

У: Ребята, есть еще один способ пения частушек, который широко применялся в России XIX века – называется он под «язык». Это когда один поет частушки, а все остальные подражают голосом, какому – либо музыкальному инструменту.

Исполнение частушек

-Вижу все вы музыканты, уникальные таланты

У: Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошино письмо.

«А теперь – наискосок,

через тропочку в лесок.

Вот, ребята, здесь мой дом.

Хорошо, уютно в нем.

Хочешь – прыгай,

Хочешь – стой,

Хочешь – песню даже спой»

У: Ребята, мы дошли до дома, где живет Тимошка.

Итог занятия

Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Вспомните, на каких остановках мы с вами побывали, что исполняли?

Вывод: народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется». Любите русскую песню!

Раздаю карточки каждому

Выставление оценок за урок.

- Ребята, кто собрал меньше трех карточек – хорошо, кто больше – отлично.

Урок закончен, всем спасибо!

Публикации по теме:

«Забавные истории». Пособие для музыкальных руководителей, руководителей кружков по музыке«Забавные истории». Пособие для музыкальных руководителей, руководителей кружков по музыке «Забавные истории» Пособие для музыкальных руководителей, руководителей кружков по музыке. Игры-занятия по музыкальной грамоте для детей.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Разнообразие жанров русской народной песни». Конспект открытого занятия.
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 13:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД