Ирина Дубоносова
«Разговор о важном». Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе
«Разговор о важном…»
Введение
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
Толстой А. Н.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Публикация «„Разговор о важном“, Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Этот проект способствует возрождению многовековых традиций России. Он определяет новые, основанные на приобщении к истокам русской народной культуры, ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социо-культурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей.
В основу положена система работы по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры.
2. Актуальность проекта
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе. Тема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как является основой формирования будущего гражданина страны. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.
Важно показать ребенку, что наша страна Россия и наш город, любой край, область, даже небольшая деревня славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми, природой. Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а непросто навязать знания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную среду, причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России. Чтобы однажды, когда у него спросят – «С чего начинается Родина?», то он не задумываясь ответил бы – «Прежде всего это место где он родился, где его семья, дом, друзья, традиции.»
Поэтому было решено разработать и реализовать проект «Разговор о важном.» Ведь здесь можно поговорить о семье, о Родине, о малой Родине, о традициях и т. д.
3. Цель проекта :
1. Привить детям понимание Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему городу, краю, стране.
2. Воспитывать патриотические чувства.
Повысить качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание своих детей, расширить воспитательные возможности семьи.
3. Формировать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.
4. Задачи проекта :
(для детей)
Обучающие:
1. Формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего города.
3. Формирование нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
4. Развитие интереса к русским традициям, обычаям, бытом, промыслам;
знакомить с русской народной игрушкой (воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
Воспитательные :
1. Формировать самопознание ребёнка как члена семьи.
2. Воспитывать у детей любовь и уважению к своей Родине, семье, проявлять заботу к родным людям.
3. Укрепление социального статуса ребёнка в ближайшем окружении.
4. Воспитывать интерес к родной культуре, привлечь детей к театрализованной деятельности.
Развивающие:
1. Развитие и поддержка познавательного интереса детей к существующей проблеме.
2. Развитие познавательно-поисковой активности детей.
3. Развитие умений самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке (семье, коллективе).
4. Развитие творческих способностей детей в процессе совместной деятельности, развитие речевых умений обмениваться информацией (диалогическая речь, рассказать о себе, о своей семье (монологическая речь, связная речь).
5. Развивать эстетические способности и духовный потенциал.
Для родителей
1. Совершенствование взаимодействия взрослого и ребёнка.
2. Расширение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
3. Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
4. Наполнение жизни семьи позитивной энергией.
Участники проекта
Дети и воспитатели средней группы, родители детей.
Возраст детей - 4-5 лет.
Срок реализации - долгосрочный.
Интеграция образовательных областей:
-Познавательное развитие
-Речевое развитие
-Физическое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
1. Этап (информационный) подготовительный включает в себя:
- Провести опрос с детьми, выявить проблему;
- Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
- Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию;
- Подбор методической и художественной литературы, открыток, энциклопедий стихотворений, наглядных пособий, игр.
- Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
2. Этап (практический) включает в себя:
- Привлечение родителей к оказанию помощи;
- Чтение художественной литературы. потешек, пословиц по теме. ;
- Рассматривание сюжетны картинок, иллюстраций;
- Рисование рисунков, аппликация, лепка;
- Проведение с детьми бесед, вопросы, разъяснения;
- Проведение с детьми игр, сюжетные, пальчиковые игры.
- Разучивание потешек, песен, отгадывание загадок, использование русских народных песен.
-Применение игрушек и изделий народных промыслов.
- Представление кукольного театра.
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- Рассказ о народных традициях и обычаях.
3. Этап (Заключительный)
Предполагаемый результат:
Дети имеют представление о семье, детском саде, городе, в котором они живут. Узнали свою «малую» Родину.
Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
Имеют представление об исторических памятниках.
Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
Развитие интереса к русским традициям, обычаям, бытом, промыслам,
Интерес знакомства с русской народной игрушкой, «традициям» родного края.
Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
Проведение викторины «Моя малая Родина».
План реализации проектной деятельности.
СЕНТЯБРЬ.
3 неделя – «Моя семья»
Беседа с детьми с целью выявления знаний по данной теме.
• НОД «Семья»
• Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
• Дидактическая игра «Как зовут тебя по другому», «Расскажи мне о себе».
• Настольно-печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Семья».
• Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мамины помощники», «В гостях у бабушки».
• Игра- ситуация «Знакомство с членами семьи».
• Пальчиковые игры по теме «Семья».
• Чтение художественной литературы, стихотворений А. Барто «Семья», Е. Благинина «Посидим в тишине», Е. Карганова «Праздник бабушек и мам», «Про бабушек».
• Консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
• Подбор фотографии «Наш семейный отдых».
• Рисование и выставка рисунков на тему «Я и моя семья».
4 неделя- «У бабушки в деревне.»
Беседа с детьми с целью выявления знаний по данной теме.
. НОД «Наша дружная семейка»
. Беседа на тему «Бабушка и дедушка в семье» .
. Познавательная беседа «Знакомство детей с русским народным творчеством.» стр. 14.,80
. Дидактическая игра «Дружная семейка»
. Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.
. Игра- инсценировка «Ушки- неслушки», р. н. игра «Лиса»
. Чтение художественной литературы, стихотворений.
Р. н. сказка «Колобок», «Репка», «Курочка ряба», «Зимовье зверей».
Елена Благинина «Котёнок»
. Анкетирование для родителей "Традиции и обычаи русского народа".
. Аппликация ко дню пожилого человека на тему «Бабушка и дедушка в семье».
Октябрь.
1-2 неделя– «Я люблю свой детский сад»
Беседа с детьми с целью выявления знаний по данной теме
• НОД «Наш детский сад».
• Беседы «За что я люблю детский сад». «Мой воспитатель.»
• Наглядно-дидактический материал «Профессии».
• Рассматривание альбома «Моя группа».
• Экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников.
• Дидактическая игра «Расскажи о своем детском саде?», «Профессии».
• Настольно-печатные игры «Расскажи про детский сад».
• Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
• Чтение художественной литературы: «Все работы хороши», «Я иду в детский сад», И. Гурина «Воспитатель», И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой», Н. Лоткин «Тихий час».
• Консультация для родителей: «Взаимоотношения детей в детском саду»
• Коллективное конструирование «Наш любимый детский сад»
3-4 неделя - «Кузьминки – об осени одни поминки»
. Беседа с детьми с целью выявления знаний по данной теме.
Знакомство детей с русским народным творчеством. стр. 144
. Рассказ воспитателя о народных приметах и об обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна.
.Разыгрывание содержания песен «Во кузнице», «Чики - чикалочки», «Ай, тари, тари, тари». Исполнение плясок, загадывание загадок.
. Утренник посвящён времени года «Осень золотая».
Ноябрь.
1-2 неделя– «4-ноября день Народного Единства.»
. Программное содержание: расширять представления детей о
национальных праздниках, знать исторические моменты в жизни России, родного края. Воспитание любви и уважения к русским национальным героям.
. Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».
«Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?».
. Праздник посвященный «Дню народного единства» -сценарий.
. Беседа с детьми о национальной выпечки. Представление её.
. Чтение художественной литературы: Чтение русских народных сказок былин о богатырях русских:«Никита Кожемяка», «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо», Сказка о «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Алёша». Чтение стихотворений: В. Степанов «Необъятная страна»,
Г. Ладонщиков «Наш дом», З. Александрова «Родина»,
А. Прокофьев «Родимая страна».
. Изобразительная деятельность детей:
Творчество детей – рисунки, аппликация на тему «Российский флаг»
3-4 неделя – «Город, что сердцу дорог. Волгоград.»
Беседа с детьми с целью выявления знаний по данной теме.
• НОД «Город, в котором я живу»
• Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий, презентация «Царицын-Сталинград-Волгоград»
• Познавательное занятие на «Мамаевом кургане тишина.»
• Заучивание стихотворения А. Красильникова «Я живу в Волгограде.»
• Дидактическая игра «Пройди по городу», «Транспорт», «Здания города», «Заселим реку Волга».
• Настольно-печатные игры: «Найди такую же», «Парные картинки»
• Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Больница»
. Рисование: «Салют над городом»
• Консультация для родителей «Интересные места в нашем городе. «Куда пойти с ребенком»
Декабрь.
1-2 неделя -«Моя улица, мой район.»
• Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада
• Виртуальная экскурсия «Район, в котором мы живем»
Рассматривание дидактической картины «Петрушка почтальон»
. Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице.»
• Аппликация «Дома на нашей улице»
. Сюжетно-ролевая игра «Почта»
. Д/И «Улица, на которой я живу» Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»
. Взаимодействие с родителями. Создание фотоальбома «Достопримечательности нашего села.»