Сизякина Ирина
Проект «Разговор о правильном питании»
▼ Скачать + Заказать документы
«Разговор о правильном питании»
Составила воспитатель : МБДОУ Д/с «Теремок»
Новозолотовского филиала Сизякина И. А.
2019
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». (В. А. Сухомлинский)
Пояснительная записка.
Публикация «Проект „Разговор о правильном питании“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.
Воспитание здорового ребенка – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на педагога. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием
Актуальность
Будущее России — это дети, здоровье которых зависит от правильного и здорового питания.
Тема правильного питания и здорового образа жизни особенно актуальна в наше время, так как мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение.
Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека.
Воспитание основ здоровья и умения его сохранить у детей дошкольного возраста ставит перед собой цель сохранить и преумножить здоровье подрастающего поколения. Однако особенности развития дошкольников заставляют искать специальные методы и приёмы для обучения этих детей.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Наиболее важно соблюдение рационального питания для дошкольников так как этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.
Это доказывает актуальность и значимость специального обучения дошкольников основам правильного питания.
Цель обучения: формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье и о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
задачи: расширять знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила; формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; воспитывать у детей культуру здорового питания; просвещать родителей в вопросах организации правильного питания детей.
Формы обучения: Ведущими формами деятельности предполагаются: практические занятия;
творческие домашние задания; конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов); ярмарки полезных продуктов; сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра; совместная работа с родителями.
Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
Октябрь
«Для чего мы едим?» Познакомить детей с героями программы.
Формировать представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
«Поговорим о правильном питании» Расширять представления о полезных продуктах.
«Какие продукты полезны?»
Учить различать полезные и вредные продукты.
Дать знания о том, какие продукты нужно есть каждый день, какие продукты нужно есть не каждый день или в небольших количествах, какие продукты нужно есть не часто.
«Праздник урожая» Закреплять умение различать овощи и фрукты, узнавать их по описанию, называть их. Закрепить знания о пользе овощей и фруктов для человека.
Ноябрь «Как правильно есть» Рассказать детям о правилах гигиены перед едой, во время и после еды.
«Какие правила я выполняю» Закреплять знания о правилах гигиены.
«Советы Хозяюшки» Напомнить детям правила сервировки стола.
«Чем не стоит делиться?» Формировать знания детей о том, чем можно делиться с товарищем, а чем нельзя. Формировать представления об основных принципах гигиены питания.
Декабрь
«Законы питания» Дать знания о том, что от того, как, сколько и когда мы едим, зависит физическая, умственная работоспособность, наш внешний вид. Рассказать о вреде переедания.
«Что происходит с пирожком, который мы съели?» Рассказать детям о необходимости и важности регулярного питания.
«Плох обед, если хлеба нет» Рассказать детям о полезных веществах, содержащихся в хлебе, о необходимости бережного отношение к хлебу, к людям, которые его делают.
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи» Познакомить детей с пословицами о хлебе, обсудить их значение.
Январь
«Из чего готовят
каши?» Формировать представление о том, из чего варят кашу; о завтраке, как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.
«Угадай сказку» Предложить детям прослушать отрывки из сказок или рассказов, «героем» которых является каша, угадать название и автора произведения.
«Поварята» Учить детей различать крупы, из которых готовятся каши; называть растения, из которых получают соответствующие крупы.
«Секреты обеда» Формировать представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.
Февраль
«Полдник. Время есть булочки» Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктов.
«Пора ужинать» Рассказать детям о том, что ужин - время последнего приема пищи, какие продукты нужно есть на ужин.
«Путешествие по улице Правильного питания»
Уточнить знания детей основных правил правильного питания.
«Отгадай название»
Познакомить детей с внешним видом сушеных ягод и фруктов, учить узнавать и правильно называть их.
Март
«Морские продукты» Познакомить детей с продуктами моря, рассказать об их пользе и содержании в них редких минеральных веществ. Познакомить детей с блюдами, которые можно приготовить из морепродуктов.
«Вкусные истории» Познакомить детей с приготовлением различных блюд из ягод.
«На вкус и цвет товарищей нет» Рассказать детям о том, что полезно есть продукты с разным вкусом, не использовать в пищу слишком много соленого, кислого, сладкого.
«Как утолить жажду» Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.
Апрель
«Праздник чая» Научить детей правильно заваривать чай, рассказать о его полезных свойствах, традициях, связанных с чаепитием.
«Меню спортсмена»
Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни человека, какие продукты полезны при занятиях спортом.
«Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» Закрепить знания детей о пользе овощей, фруктов, ягод.
«Витаминный салат» Расширять представления детей о том, из чего делают салаты, из какой зелени салаты полезны весной.
Май
«Каждому овощу свое время» Формировать представления о времени созревания овощей и фруктов.
Закреплять знания о пользе овощей, фруктов, ягод; о том, что полезно есть разные овощи и фрукты круглый год.
«Вершки и корешки» Выявить знания детей о тех частях растений, которые употребляет человек в пищу.
«Азбука правильного питания» Закрепить знания детей основных правил правильного питания.
«Азбука правильного питания» Закрепить знания о законах здорового питания; познакомить детей с полезными блюдами для праздничного стола. Упражнять детей в приготовлении салата.
Для того чтобы организованная деятельность была интересной и эффективной можно использовать разнообразные виды деятельности: игровые, познавательные и продуктивные.
Игра «Магазин»
Цель: Ознакомление и закрепление знаний т полезных и вредных продуктах продающихся в продуктовых магазина, в кондитерской, в супермаркетах, в кафе и т. д.
Игровой материал: муляжи продуктов, касса, витрина, предметы-заместители, кошельки, сумки.
Подготовка к игре. Экскурсия в овощной, продуктовый магазины и в кондитерскую. Встреча с работниками магазина. Чтение отрывка из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Бахча») и книгу С. Михалкова «Овощи». Рисование на тему «Полезные и вредные продукты». Лепка овощей, фруктов. Игровые роли. Продавец, кассир, покупатель.
Ход игры.
При подготовке к игре в «Продуктовый магазин» воспитателем могут быть использованы разные поводы. Так, можно воспользоваться приближением праздника или дня рождения кого-нибудь из детей, а можно и просто необходимостью что-либо купить. В любом из этих случаев дети должны понять, что поход в магазин вызван необходимостью сделать какую-нибудь покупку.
Ребята, мы будем сегодня играть в игру «Продуктовый магазин». Но перед игрой хотела бы узнать: Вы были в Продуктовом магазине? С кем вы были? В каком магазине были? Что там продается? (Ответы детей) Молодцы! Предлагается детям посетить «продуктовый магазин» с такими отделами как: «Овощи-фрукты», «Сладости», «Напитки», «Хлебобулочный», «Молочный». Дети самостоятельно распределяют роли, рассортировывают товары по отделам.
Покупатели приходят в магазин за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на полезные и вредные продукты питания. (Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в магазине)в заключении игры совместно с детьми мы анализируем покупки сделанные в магазине и закрепляем знания о полезных и вредных продуктах питания.
Игра «Маленькая хозяйка»
Цель. Закрепление знаний о полезных и вредных продуктах продающихся в продуктовых магазинах, супермаркетах. О способах их приготовления. Учить составлять меню. Формировать представление о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Игровой материал: муляжи продуктов, посуда, предметы-заместители, карточки с меню.
Подготовка к игре.
Экскурсия на кухню детского сада, рассматривание оборудования для приготовления пищи, Беседа с поваром о способах приготовления пищи, беседа о полезных и вредных продуктах. Рассматривание фотографий о способах приготовления пищи. Чтение С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Ю. Тувим «Овощи».
Ход игры:
Ребята, мы будем сегодня играть в игру «Маленькая хозяйка». Но перед игрой хотела бы узнать: кто у вас в семье готовит завтрак, обед, ужин. Кто у вас в семье придумывает меню, кто подбирает продукты для приготовления. Помогаете ли вы своим родителям в приготовлении пищи. (ответы детей)
Дети самостоятельно распределяют роли. Используя игровой уголок «Кухня» раздаются карточки Меню. Необходимо используя карточки Меню, муляжи продуктов, посуду необходимо подобрать необходимые продукты для приготовления блюд написанных в Меню. В заключении игры дети сервируют стол и приглашают в гости друг друга или воспитателя. Ведущий вместе с детьми анализирует результаты игры.
Игру можно усложнить, придумывая новое Меню.
Игра-физкультминутка : «Полезно-неполезно».
Цель: Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: полезное - неполезное. Показать и рассказать детям о разнице между полезными и вредными продуктами. Развивать внимание, быстроту мышления.
Ход игры: ведущий стоит против детей, которые сидят на стульчиках. Бросая мяч ведущий называет продукт полезный и вредный, ребенок сидящий напротив должен среагировать и поймать только полезный продукт. Тот ребёнок, который поймал вредный продукт становится ведущим.
НОД «Чудо каши»
Программные задачи: закрепить представления об основных принципах питания, формировать у детей представления о завтраке, как обязательном компоненте ежедневного меню, о наиболее подходящих блюдах для завтрака, о полезных для здоровья свойствах круп; воспитывать у воспитанников сознательное отношение к выбору продуктов питания, умение анализировать свой выбор.
Предварительная работа: познакомить воспитанников с пословицами и поговорками про каши; чтение произведений художественной литературы Н. Носов «Мишкина каша», Братья Гримм «Горшочек каши», русская народная сказка «Каша из топора», А. Александрова «Вкусная каша»; рассматривание иллюстраций по теме.
Материал: рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании» по теме «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»; набор круп разных сортов; иллюстрации с изображением каш; тарелки с разными видами каш, баночки с разными крупами.
Ход.
Воспитатель : Здравствуйте ребята! Сегодня, прежде чем придти на работу я зашла на кухню в нашем детском саду, чтобы узнать, что у нас сегодня на завтрак. Наш повар сказал, что варит пшенную кашу.
- Дети как вы думаете, почему вам на завтрак не дают конфеты с лимонадом, а дают кашу, омлет или творожную запеканку?
Воспитанники : Лимонад вредный, а каша полезная.
Воспитатель : Когда мы были маленькими, трудно было понять, почему на завтрак нужно есть кашу, а не конфеты. Став взрослыми, многие из нас до сих пор не догадываются, насколько полезна каша по утрам. Сейчас я все объясню. Оказывается, мы просыпаемся утром и нашему организму нужны новые силы, чтобы двигаться, играть, думать. Завтрак нам нужен для того, чтобы эти силы восстановились. Завтрак должен быть обязательным для каждого человека, а особенно для организма ребенка, так как, он - организм, только начинает расти. А самый полезный завтрак состоит из?
Воспитанники : Каши.
Воспитатель : Давайте вместе попытаемся разобраться, почему же каши такие полезные, для начала давайте вспомним, какие каши вы знаете?
Воспитанники : рисовая, кукурузная, пшенная, геркулесовая, манная, гречневая.
Воспитатель : (На доску разместить иллюстрации с изображением каш). Да правильно! Каша исконно русское блюдо. А из чего же появляются каши? Прежде чем сварить кашу надо вырастить растение, из него перемолоть крупу, и только потом получиться каша. Каши варят из круп, а крупа - это зерно разных видов и разных способов приготовления. Все зерновые объединяет одно - они богаты клетчаткой, витаминами, особенно группы В, ценным растительным белком, углеводами.
Утренняя каша надолго сохраняет чувство сытости, снабжает организм питательными веществами, приучает вас соблюдать режим питания, заставляет проснуться и не «кусочничать» до перекуса перед обедом.
Проводится дидактическая игра «Найди крупу для каши»
Цель: учить определять, из каких круп варят разные каши.
Ход игры: воспитанникам предложены несколько тарелок с разными видами каш и несколько баночек с разными крупами. Воспитанник берет банку с крупой, определяет и называет, какая каша из нее сварена.
Воспитатель : Итак, теперь мы знаем из каких круп варят каши. А теперь, скажите, вы знаете какая польза от каш?
Воспитанники : В них есть витамины, они вкусные.
Воспитатель : Да, правильно. Овсянка - диетическая крупа, делается из овса. Она богата клетчаткой и ценным белком. Кашу из овсяной крупы считают одним из самых сытных и калорийных завтраков.
Манная крупа или манка - мелко дробленная пшеница. Из нее получается нежная пышная каша, которая хорошо усваивается.
Гречневая крупа богата белком и очень богата витаминами.
Рис бывает разным - длиннозерновым и круглозерновым. Для утренней каши лучше всего подходит круглый белый рис, который придает блюдам кремообразную текстуру. Рис содержит витамины группы В и Е.
Пшенная крупа - это просо, отдельный вид злака. Пшенка богата белком и очень хорошо усваивается.
Кукурузная крупа - мелко дробленные зерна кукурузы. В ней много витаминов - группы В, А, и микроэлементов.
Физминутка
"Прочь усталость, лень и скука".
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
(Руки к плечам, вращение вперед и назад)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети, скажем: нет на все на свете. (Вращение головой)
А теперь мы приседаем и колени разминаем.
Ноги до конца сгибать, раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте).
Воспитатель : Вот и хорошо, отдохнули, укрепили здоровье, а теперь давайте продолжим.
Воспитатель : А как вы думаете, на чем варят каши?
Воспитанники : На молоке.
Воспитатель : Каши бывают вязкие и рассыпчатые. Вязкие каши варятся на воде, молоке и даже бульоне. В них остается много жидкости, они дают моментальное ощущение сытости, быстро и хорошо усваиваются - например, овсянка, кукурузная каша. Из рассыпчатых каш вода выпаривается полностью, как, например, в гречневой, пшенной кашах. Такие каши усваиваются медленнее вязких и дольше оставляют чувство сытости.
Воспитатель : Ребята, а ведь кто-то не любит кушать кашу, а вы знаете, как можно сделать кашу вкуснее?
Воспитанники : Добавить сахар, варенье.
Воспитатель : Для начала в кашу надо обязательно добавить кусочек масла - это придаст каше нежный вкус. Так же в кашу можно добавить любые нарезанные фрукты, ягоды и немного меда. Каша - лучший завтрак, который без лишних затрат можно приготовить из самых обыкновенных круп.
Воспитатель : Сегодня мы познакомились с разными видами каш. Узнали, что лучший завтрак для детей - это каша и теперь своими знаниями вы можете поделиться с родителями и друзьями.
Список используемой литературы:
1. М. М. Безруких, Т. А Филиппова Программа «Разговор о правильном питании», А. Г. Макеева. Москва, Институт возрастной физиологии РАО,1999.
2. М. М. Безруких, Т. А Филиппова, А. Г. Макеева Методические рекомендации. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников. Москва, Институт возрастной физиологии РАО – 2012 г.
3. А. А. Ошкина «Формирование у дошкольников представлений о рациональном питании как элементе здорового образа жизни» Детский сад: теория и практика" № 8/2014.
4. А. А. Ошкина В. А. Деркунская. Игровая образовательная деятельность дошкольников / - М. : Центр педагогического образования, 2013.
5. Виноградова Н. А. Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников/- М. : Айрис-пресс, 2009.