Людмила Нарышкина
Рассказывание по сюжету сказки «Зимовье зверей»» с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить понимать сюжет русской народной сказки, развивая разные стороны речи детей.
Задачи:
- Обратить внимание детей на выразительные средства языка сказки, развивая при этом связную речь, выделяя героев сказки.
- Закрепить умение определять животное по краткому описанию.
- Формировать нравственные качества доброты и трудолюбия, заботы и любви к ближнему.
- Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Предварительная работа:
Публикация «Рассказывание по сюжету сказки „Зимовье зверей““ с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Составление рассказов, описание
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Просмотр и чтение сказок про животных, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы по сказкам, разыгрывание диалогов героев сказок, пересказ знакомых сказок, раскрашивание, рисование, лепка героев сказок.
Оборудование: герои настольного театра к сказке «Зимовье зверей», ширма, карточки с изображением животных.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом перед ними мольберт с девятью карточками, на которых стоит знак вопроса.
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду вам загадывать описательные загадки, а ваша задача отгадать животное, которое я загадала. Если вы отгадываете правильно, то карточка с вопросом переворачивается.
1. - Толстая, розовая, неповоротливая, хвост крючком. Кто это?
Ответы детей: Поросенок
2. - Большая, рогатая, мычит, хвост метелкой?
Ответы детей: Корова
Воспитатель: Горластый, яркий, разноцветный, рано встает и громко поет?
Ответы детей: Петух
3. - Зеленая, мокрая, скользкая, любит воду и комаров?
Ответы детей: Лягушка
4. - Маленькая, серенькая, длинный хвостик?
Ответы детей: Мышка
5. Длинные ушки, хвостик шариком, трусливый, прыгает ловко?
Ответы детей: Зайка
6. - Хитрая, пушистая, длинный хвост, любит зайчиков?
Ответы детей: Лиса
7. - Серый, зубастый, хвостатый часто бывает голодным?
Ответы детей: Волк
8. - Большой, неповоротливый, любит спать зимой?
Ответы детей: Медведь
Воспитатель: Вспомните, в каких сказках эти животные встречаются? Напоминаю вам, что отвечать надо стараться полным ответом.
Ответы детей: Теремок; Колобок; Заюшкина избушка; Лиса, волк и медведь
Воспитатель: Напомните мне, в сказке Теремок, каких героев вы помните?
Ответы детей (мышка и т. д.)
Воспитатель: А в Колобке, какие животные участвуют?
Ответы детей (заяц и т. д.)
Воспитатель: Давайте немного подвигаемся и превратимся в разных животных.
Проводится физкультминутка «Зверобика».
Воспитатель: А теперь ребята послушайте новую сказку, которая называется «Зимовье зверей». Дети занимают свои места на стульчиках.
Воспитатель рассказывает сказку «Зимовье зверей» (приложение) и сопровождает свой показ настольным театром.
Воспитатель: Ребята вам понравилась сказка?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Как называется сказка?
Ответы детей: Зимовье
Воспитатель: А что обозначает слово «Зимовье»?
Ответы детей: Дом, изба
Вопросы: Ребята, перечислите зверей, которые построили зимовье?
Ответы детей: Бык, баран, Свинья, Кот, Петух
Воспитатель: Кто первый решил строить зимовье?
Ответы детей: Бык
Воспитатель: Почему звери согласились строить зимовье?
Ответы детей: Холодно, ветрено и т. д.
Воспитатель: Что делал Бык при строительстве? (ответы детей)
- Что делал Баран? (ответы детей)
- Что делал Баран? (ответы детей)
- Что делала Свинья? (ответы детей)
- Что делал Кот? (ответы детей)
- Что делал Петух? (ответы детей)
Воспитатель: Как жилось друзьям в зимовье?
Ответы детей: Весело, дружно и т. д.
Воспитатель: Какими красивыми словами вы можете охарактеризовать друзей?
Ответы детей: Добрые, умные, дружные, трудолюбивые
Воспитатель: Кто решил разорить это Зимовье и всех съесть?
Ответы детей: Волк
Воспитатель: А какой был волк, какой у него характер?
Ответы детей: Злой, жадный коварный
Воспитатель: Смогли ли друзья победить волка?
Ответы детей: Да
Воспитатель: А как они его напугали?
Ответы детей: Герои сказки мяукали, хрюкали, мычали, кукарекали, блеяли.
Воспитатель: Ребята, давайте чуть, чуть поиграем. Я буду волком, а вы возьмете с подноса карточки и превратитесь в героев сказки.
Проводится подвижная игра «Зимовье зверей».
Дети получают по жетону с изображением героя. Ребята, когда я одену маску волка вы попытаетесь меня напугать. А для этого вам надо будет ногами топать, в ладошки хлопать и закричать как ваш герой на жетоне. Замяукать, захрюкать, заблеять, мычать и кукарекать. Сделать надо это громко и одновременно. Воспитатель одевает маску волка, дети пытаются его напугать.
Воспитатель: Вы чудесно сегодня занимались, все постарались, были внимательными. Мне понравилось, а вам?
Сказка «Зимовье зверей».
Жили - были в лесу Бык, баран, свинья, кот и петух. Жили они, не тужили. Пока было лето, им было тепло и вольготно (выставляем животных, общий план).
Бык с Бараном сочную траву щипали. Кот мышей ловил. Петух искал червяков, ягодки собирал. Свинья желудями лакомилась да корешки искала.
Только и худо было им, когда дождь шел, негде им было укрыться. Так и лето прошло, стало в лесу холодать. (убирается общий план друзей).
Наступила поздняя осень, а тут и зима пришла. Земля покрылась снегом (переворачивается полянка и становится белой).
Деревья покрылись пушистым снегом (переворачиваются деревья).
Ударили сильные морозы, задули северные ветра, снегу видимо, не видимо.
Бык первым решил зимовье строить. Оделся бык, потеплей, и пошел друзей искать.
Встретил он в лесу барана:
-Давай, друг, зимовье строить!
- А что это такое зимовье?
- Это такой дом, где будет нам тепло и уютно.
- А как мы будем ее строить?
- Я буду бревна носить, а ты из них доски делать.
-Ладно, - отвечает баран, - согласен.
Идут друзья дальше и видят, идет Свинья:
- Пойдем, Хавроньюшка, с нами Зимовье строить.
- А что это такое зимовье?
- Это такой дом, где будет нам тепло и уютно.
- А как мы будем ее строить?
- Мы будем бревна носить, доски делать, а ты из глины кирпичики, чтобы у нас в доме печка была.
Согласилась и Свинья.
Видят друзья, сидит под елкой кот:
- Здравствуй, Котофеич! Пойдем вместе Зимовье строить!
- А что это такое зимовье?
- Это такой дом, где будет нам тепло и уютно.
- А как мы будем ее строить?
- Мы будем бревна носить, доски делать, из кирпичиков печку класть, а ты будешь мох носить и стены конопатить.
Согласился и Кот.
А тут и Петух им повстречался:
- Здравствуй Петя! Идем с нами Зимовье строить!
- А что это такое зимовье?
- Это такой дом, где будет нам тепло и уютно.
- А как мы будем ее строить?
- Мы будем бревна носить, доски делать, из кирпичиков печку класть, мох носить и стены конопатить, а ты - крышу делать.
Согласился и Петух.
Выбрали друзья в лесу место на красивой поляне, построили зимовье. (выставляется домик) Наготовили на зиму запасов и дров.
Пришла лютая зима. Кому- то в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло.
Живут, не горюют, песни поют, пироги пекут, играют, танцуют, радуются (звери уходят в домик).
А бродил в том лесу голодный и замерзший волк. Узнал он о Зимовье друзей. И думает, пойду ка я в это зимовье и добуду себе еды, всех выгоню и буду в тепле жить. Подошел он к избушке, вошел в неё.
И только Волк вошел в зимовье и прямо на барана угодил.
Забился баран в угол, да как закричит страшным голосом:
-Бэ-э-э! Бэ-э-э! Бэ-э-э!
Петух увидел волка, крыльями захлопал:
-Ку-ка-ре-ку.
Кот волка царапать стал:
Мя - у - у. Мя-у - у! Мя-у у у!
Бык рогами волка в бок ударяет:
У- у - у! У- у - у! У - у - у!
А Свинья закричала:
Хрю. Хрю. Хрю. Кого тут съесть?
Туго пришлось волку, едва жив, остался! (волк убегает в лес).
Убежал в лес, отдышатся, не может, и думает: «Уйду я в другой лес подальше и буду там жить».
А бык, Баран, Свинья, Кот и Петух стали жить поживать и добро наживать. Весело им было, дружно (звери уходят в домик, выставляется домик с друзьями).