Светлана Сафонова
Конспект НОД «Расскажем красками и карандашами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Рассказываем карандашами и красками»
Тема: «Рассказываем карандашами и красками».
Цель: развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание.
Задачи: учить изображать мнемотаблицы в схематически максимально доступном виде – мнемодорожки. Расширять объём словарного запаса; формировать умение при использовании мнемоквадратов учить наизусть стихи. Расширять круг знаний об окружающем мире, природных явлениях; закрепить знания о цвете. Развивать мелкую моторику рук. Поощрять детей за преодоление робости и застенчивости; воспитывать желание свободно высказываться перед аудиторией. Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности: умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Публикация «Конспект НОД „Расскажем красками и карандашами“» размещена в разделах
Предварительная работа: изучение мнемотехники для дошкольников, подбор материалов, написание технологической карты НОД, создание презентации НОД, подготовка буклета «Мнемотехника в детском саду», разучивание стихотворений.
Ход занятия.
Психологический настрой-0,5 мин.
Воспитатель. Здравствуйте, мои хорошие! На улице сейчас осень, пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Я держу в ладошках солнце,
Я дарю его друзьям.
Улыбайтесь это просто
Лучик солнца – это Вам!
Вводно-организационный, 0,5 мин.
-Мы сегодня поиграем? (Поиграем)
-Мы сегодня почитаем? (Почитаем)
- Заниматься тоже будем? (Будем)
-Помечтать мы не забудем? (Не забудем)
-А потом мы погуляем? (Погуляем)
- И в «Пятнашки» поиграем? (Поиграем)
-Пошутить мы не забудем? (Не забудем)
-И дружить мы крепко будем? (Будем)
Воспитатель: Вот сколько интересных дел у нас сегодня. Давайте начинать?
(Посадить детей на стульчики)
Мотивационно - побудительный, 2 мин.
А начнё м мы с загадки:
-Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
Дети (Радуга)
Воспитатель. Ребята, как можно «расшифровать» слово «радуга»?
Дети. (Солнечная дуга, дуга солнца, дуга радости, радостная дуга).
Воспитатель. Давайте поговорим о радуге, как об атмосферном явлении.
Когда можно наблюдать радугу? В какое время года? А как же образуется радуга?
Воспитатель. Скажите, кто из вас видел настоящую радугу?
Настя. Она появилась над селом после дождя, когда мы с мамой гуляли.
Воспитатель. Расскажите об этом радостном событии. Шёл ли в это время дождик, или светило солнышко? А какие чувства вызвала радуга у Вас?
Артем. Очень красивое явление, похожее на разноцветную дугу. Я с дедушкой был на рыбалке на пруду. Меня переполнило чувство радости.
Женя. Я тоже видела радугу в небе над горизонтом, светило солнышко. и шел тихий маленький дождик. Мне было очень интересно наблюдать.
Ваня. Я с старшим братом проводили эксперимент с водой (когда мы с пульверизатора брызгали на солнце водой, то увидели радугу.
Соня. А я за радугой наблюдала с бабушкой ранней осенью в сентябре. И сквозь тучи или облака проглядывала радуга, светило солнышко.
Воспитатель. Очень замечательно, что вы такие наблюдательные и любознательные. Действительно, радуга – это природное явление. Солнце посылает нам солнечный свет на землю. Солнечный свет, как будто бы белый, а на самом деле состоит из семи цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Но после дождя в воздухе содержится много капелек воды. И когда солнечный свет проходит через каплю, он распадается на разноцветные лучи. Таким образом, на небе появляется радуга. Через некоторое время капельки воды в воздухе исчезают и радуга тоже.
А какой шуточный текст, вы знаете, который помогает нам запомнить порядок расположения цветов в радуге.
Дети
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
(первый звук (буква) каждого слова совпадает с первым звуком (буквой) в названии цвета).
Воспитатель. Давайте вспомним порядок следования цветных дуг? Дети называют цвета радуги, составляя, на мольберте и читают четверостишья:
Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры - красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.
Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится -
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.
Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо - на нас.
Синий
В синем море - островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок -
Синий-синий василек.
Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить а лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
Воспитатель. Сколько цветов в радуге?
Дети (7)
Что ещё бывает по 7?
Дети
(семь дней в неделе, семь нот)
-Ребята, вы запомнили, из каких разноцветных лучей состоит радуга?
(ответы детей)
1. Речевая игра на словосочетания.
-Давайте по очереди придумаем словосочетания с каждым цветом радуги. Начнём со слова «Красный». Например: Я говорю «Красный флаг» и передаю красную карточку Жени, Женя называет своё словосочетание с этим цветом и передаёт красную карточку следующему игроку и так пока все дети не назовут своё словосочетание.
-Понятно вам, как мы будем играть?
Тогда я начинаю.
Игра проводится на все цвета радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
2. Речевая игра «Составь предложение»
Воспитатель. А теперь давайте поиграем в другую игру – будем составлять предложение, где есть слово, обозначающее цвет. Например: «Мама купила красные туфли», теперь я передаю Насти карточку этого цвета, и уже Настя придумывает своё предложение с этим словом «красный». Всем понятно задание? Тогда начинаем.
Воспитатель. Если у вас не получилось запомнить все цвета радуги с первого раза, то можно постараться запомнить волшебное предложение, где каждое слово обозначает цвет радуги. «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». «К»- красный цвет, «О» - оранжевый, и т. д.
Динамическая пауза, 2 мин.
Веселая зарядка «Радуга»
Гляньте: радуга над нами,
(нарисовать рукой над головой полукруг маховым движением)
Над деревьями,
(руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами,
(руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной,
(нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной.
(дотронуться до головы)
Практическая работа 8 мин.
Воспитатель. Давайте послушаем песенку радуги. Каждая дуга поёт свою песенку.
Дети рисуют радугу.
Воспитатель.
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета.
Воспитатель. Предлагаю занять свои места за другим столам и сделать гимнастику для глаз, начинайте следить глазами за движениями кошечки на экране ноутбука.
Жёлтый - красный
Красный – жёлтый
Разный красный.
Жёлтый разный.
Это ветер листья носит.
Звонкий ветер.
Это осень… -прослеживание глазами за движением листочка
вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз.
- движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз.
- поморгать и закрыть глаза.
Воспитатель. Ребята! А какое сейчас время года? Какой месяц?
Настя. Сейчас ранняя осень.
Артем. Ранняя потому, что это первый месяц - сентябрь.
Воспитатель. Сейчас я вам прочту стихотворение «Осень», вы внимательно его послушайте.
-Но прежде, обратите внимание, как вы сидите за столом (спину нужно выпрямить, ноги поставить вместе под стол и т. д.)
Стихотворение «Осень».
Следом за зелёным летом
Осень рыжая идёт.
Желтый ветер ей поёт,
Красный коврик стелет.
В синем небе журавли
Улетают до весны.
-Вам понравилось стихотворение?
-Как оно называется?
-Сможете ли вы его прочитать наизусть?
-Действительно, это трудно.
Воспитатель.
- Я открою вам секрет, как при помощи цветных карандашей и мнемодорожки запомнить это стихотворение, а также другие рассказы, стихи, скороговорки, загадки, которые вы встретите на своём жизненном пути в детском саду и школе.
Перед вами лежат цветные карандаши и карточка, на которой полоса из пяти клеточек. Каждая клеточка обозначает одно предложение из стихотворения. Первая клеточка – первое предложение и т. д.
Сейчас я снова буду вам читать стихотворение «Осень». Вы слушайте внимательно и когда услышите название какого-либо цвета, карандашом этого цвета закрашивайте квадрат.
Воспитатель читает, дети составляют цветовую картинку. Для этого, услышав название какого-либо цвета, они берут карандаш такого же цвета, и закрашивает квадрат. Так, слушая стихотворение, дети последовательно закрашивает все квадраты.
Прежде чем приступить, воспитатель просит детей повторить, что они должны сделать.
(После практической работы выставляю на доске мнемодорожку по стихотворению).
Рефлексивно - коррегирующий, 3 мин.
Воспитатель. Понравилось ли вам запоминать стихотворение при помощи цветных карандашей и мнемодорожки?
Дети. Да
Воспитатель. Назовите цвета, которые вы использовали при раскрашивании квадратов?
Дети. Зеленый, коричневый желтый, красный, синий.
Воспитатель. Сколько всего предложений в этом рассказе?
Дети. 5.
А сколько квадратов вы закрасили?
Дети 5.
Воспитатель. Значит квадратов столько же, сколько предложений в этом рассказе.
Воспитатель. Кто может повторить предложение по первому закрашенному квадрату?
Воспитатель. А по второму? (таким образом, дети воспроизводят, пересказывают стихотворение, опираясь на мнемодорожку).
Заключительный этап.
Рефлексия, 2 мин.
- Понравилось ли вам занятие?
-Что больше всего вам запомнилось?
-Трудно ли вам было запоминать цвет и закрашивать квадратик?
-Стало ли вам легче запоминать стихи?
-Я надеюсь, что такой приём вам поможет в школе легко заучивать стихи.
Воспитатель - Ай да вы молодцы?
Дети: Молодцы!
Воспитатель - Настроение, каково?
Дети - (показывают «ВО!»)
Воспитатель-Все такого мнения?
Дети - ДА!
"Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он их усвоит на лету".
К. Д. Ушинский