Евгения Теречева
Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Одной из актуальных проблем современного общества является сохранение жизни и здоровья ребёнка. Дети дошкольного возраста характеризуются любознательностью, эмоциональностью, стремлением к самостоятельности, незнанием о предостерегающих опасностях. В связи с этим несовершеннолетние нередко получают травмы. Чтобы избежать неприятных ситуаций, очень важна роль взрослого для ознакомления ребёнка с основными правилами безопасного поведения. Вопросы, связанные с безопасностью детей, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому положительный результат будет достигнут при взаимодействии педагога и семьи.
Публикация «Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Работу педагогов ДОО по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста можно разделить на две части: непосредственно работа с несовершеннолетними, и работа с родителями.
Причиной детского травматизма, в первую очередь, является беспечность и попустительство родителей. Пренебрежение со стороны взрослых правилам безопасности зачастую приводит к трагическим последствиям. Для формирования ответственного родительства, на базе ДОО разрабатывается план работы по «Повышению правовой грамотности родителей». В план входят такие мероприятия, как:
-консультации о «надлежащем исполнении родительских обязанностей», об «ответственности родителей за воспитание, содержание и развитие детей»;
- родительские собрания, родительские клубы, направленные на педагогическую, социально-психологическую поддержку семьи;
- акции о безопасности дошкольников и формировании здорового образа жизни;
- мероприятия, приуроченные к праздничным датам.
Для того чтобы привлечь родителей к совместному сотрудничеству, педагоги используют разнообразные формы работы.
Консультирование – индивидуальное и групповое. Индивидуальные консультации в детском саду проводят социальный педагог, педагог - психолог, заместитель заведующего по воспитательно - методической работе. Также индивидуально социальный педагог общается с семьёй при посещении несовершеннолетнего на дому. Как правило, такие консультации проводятся с семьями, состоящими на учёте ДОО, или в «группе социального риска». Групповые консультации родители получают на родительских собраниях, информационных стендах ДОО и группы, а также в мессенджере «Сферум», и на страницах официальных групп детского сада, ПСЦ «Надежда» во «Вконтакте».
Родительские собрания имеют вид более официальной встречи, где решаются текущие проблемы группы, а также доводится до сведения родителей информация о безопасности детей с участием специалистов ДОО, инспекторов ГИБДД, ОВД ОДН и сотрудников пожарной охраны.
В вопросах формирования основ безопасного поведения дошкольников наиболее эффективным является такая форма взаимодействия с родителями, как родительский клуб. Темы встреч в рамках родительского клуба различны, например, «Формирование основ безопасного поведения в быту», «Безопасность детей в летний или зимний периоды», «Соблюдение правил дорожного передвижения», «Азбука пожарной безопасности», «Безопасность детей в интернете».
Чтобы встреча в родительском клубе прошла наиболее эффективно, используем такой метод, как «мировое кафе», позволяющий организовать живое обсуждение, сфокусированную неформальную дискуссию. «Мировое кафе» помогает собрать информацию, произвести обмен знаниями, опытом, свободно поделиться идеями, услышать, что думают другие по поводу данной проблемы. Участники объединяются в группы (столы). В каждой группе выбирается «хозяин стола». «Хозяин» без критики фиксирует идеи и презентует их своей группе. После столы обмениваются информацией. Участники другого стола дорабатывают список своими идеями. В заключении родители делают совместный вывод по разрешению проблемы.
Ещё одна форма работа с родителями – это проведение различных акций («Соблюдаем ПДД», «Засветись со Школой Росатома», «Неделя безопасности», «Летние каникулы», которые больше направлены на взаимодействие родителей и детей дома. Акции имеют вид совместного творчества, фотографирования, чтение художественной литературы по проблемам формирования основ безопасного поведения. Такая работа позволяет привлечь детей и родителей к проблеме безопасности, вовлечь их в общий разговор, обсуждение, беседу. После совместной деятельности дома воспитанники с удовольствием делятся своими поделками, рисунками и фотографиями в группе.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными опасными ситуациями. Поэтому педагог должен грамотно донести информацию о безопасности детей дошкольного возраста, учитывая демократические формы общения и активность самих родителей. Только совместная работа педагогов и семьи позволит более эффективно развить у ребёнка основы безопасного поведения.