Светлана Калиуллина
Работа над певческими навыками с младшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над певческими навыками с младшими дошкольниками
Основная задача воспитания в детском саду –всесторонне и гармоничное развитие ребенка. Эту задачу выполняет и музыка. Н. К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитании личности: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития. Музыкальное воспитание –это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное развитие –это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности.
Публикация «Работа над певческими навыками с младшими дошкольниками» размещена в разделах
Задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание произведений.
Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.
-Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально –ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
-Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо –высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
-Обучать элементарным певческим и двигательным навыкам, добиваясь простоты и естественности, выразительности исполнения музыкальных произведений.
-Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
-Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и хороводах; использовании выученных танцевальных движений в новых. Самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок.
Формируются самостоятельность, инициатива и стремление применять в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на музыкальных инструментах, петь и танцевать.
«Пение первоначально и существенно подобно разговору» -подчеркивал Н. Г. Чернышевский. Исполнение песни, воздействую на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи усложняется и переживания ребенка, возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению. «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что –то организующее труд. Располагающее дружных певцов к дружному делу… вот почему и в школе следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должны побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…» -отмечал К. Д. Ушинский.
Все это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка –естесственный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняя его досуг. Пение –основное средство музыкального воспитания. Пение развивает слух, память, чувство ритма, внимание. Мышление, даже укрепляет легкие и дыхательный аппарат.
В методике обучения пению важна предварительная подготовка педагога. Он анализирует песню, определяет ее художественные качества, обдумывает приемы разучивания и последовательность учебных заданий. Педагог должен заинтересовать содержанием песни –как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением. Процесс разучивания имеет два этапа: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам. Выученная песня также требует неоднократного ее повторения, закрепления выразительного исполнения.
Разучиванию песни способствуют следующие приемы: выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (например, как петь протяжно, отрывисто и т. п., словесные указания –образный рассказ о содержании произведения, разъяснения заданий, указания к исполнению. Перед тем как начать работу по пению, я вначале стараюсь провести учет музыкально –вокальных данных каждого ребенка, т. е. определяю диапазон голоса, музыкальный слух, память, чувство ритма. Разучивание песни в разных возрастных группах проводится различно. В младших группах, например, первое время дети совсем не поют, а только слушают. Но было бы ошибочно не брать во внимание возраст ребенка. Иной малыш в 2,5 года более развит, чем другой в 3 года. Учитывая, что у малышей короткое дыхание и для того, чтобы ребенок успел сделать вдох перед началом следующей фразы, подбираю песни с короткими музыкальными фразами. Таковыми являются народные песни: «Петушок», «Ладушки», «Топ –топ» М. Красева. Разучивать новую песню с малышами лучше в начале занятия, т. к. внимание неустойчивое, быстро утомляются. Для начала беру несложное, хорошо знакомое упражнение, например, «Тихо –громко». 1 часть –хлопают в ладоши тихо, 2 часть –громче. Упражнение можно повторить дважды. Этим самым мы сосредотачиваем внимание детей, настраиваем их. И приступаем к работе над песней. Говорю, что спою новую песню про петушка. Показываю, обязательно, демонстрационный материал. Это может быть игрушка или плакат с изображением петушка. Чтобы дети наглядно могли представить о ком идет речь. После небольшого ознакомления, прошу показать малышей, где у него гребешок, как поет петушок. Рассказываю детям, что петушок просыпается рано –рано, поет свою песенку и всех будит: и Таню, и Вову, и Мишу, и Сашу.
Чтоб песня детям понравилась, нужно спеть ее эмоционально и живо. Затем песня исполняется еще раз. Оба раза играю с аккомпанементом. Дети сидят и слушают. Теперь прошу их спеть. Пропеваю две строчки песни (без сопровождения музыкального) и тут же предлагаю ребятам спеть вместе. Хвалю их и опять предлагаю спеть вместе. Если внимание детей чем –то отвлечено или они подпевают без большого интереса, то на этом лучше пока закончить разучивание песни. Если дети с внимание и желанием подпевают. Можно поучить и 2часть, точно так же как и 1 часть. На последующих занятиях, когда содержание песни будет уже знакомо детям, можно предложить задать им вопросы: «Кто проснулся рано?» «Как он поет?», «Как петушок всех разбудил? Эти вопросы не только выявляют смысл песни, но они необходимы как перерыв между пением, потому что непрерывное звучание утомляет детей. А небольшая пауза усилит их внимание.
Известно, что дети третьего года жизни исполняют мелодию неточно, передавая лишь общее направление (интервальные скачки или музыкальные фразы). Более одаренные могут спеть песню чисто, без помощи взрослых и без музыкального сопровождения. В формировании певческих проявлений у ребенка этого возраста является подражание пению взрослого. Дети эмоционально чувствуют песню и подражая взрослому начинают петь сами. При разучивании песни для начала предлагаю подпевать активным детям, это оказывает положительное влияние на более робких. Малоактивных и застенчивых детей вовлекать в совместные действия надо постепенно, без принуждений. Постепенно их певческие интонации становятся все более точными и уверенными, дети начинают подпевать всю песню. В течении года постоянно возвращаемся к уже усвоенному. В каждой песне надо найти что –то интересное, какой –то забавный поворот, сравнение, шутку, которая привлечет внимание детей и позволит без особых усилий спеть песню.
Чаще всего мы проводим такое разучивание в виде игры. Например, при разучивании «Зайка» М. Красева. На занятие приходит игрушечный зайка, а в конце он с ними играет. Немаловажное значение имеет как музыкальный руководитель преподносит детям песню.
Нужно спеть ярко, выразительно, с хорошей артикуляцией, выразительно пропевать долгие звуки, брать дыхание, не прерывая слова и смысла фразы.
Иногда бывает необходимо исполнить песню без музыкального сопровождения с начала до конца, т. к. усвоение мелодии дается легче с голоса. Это привлекает внимание малышей и к мелодии, и к словам песни. Для того, чтобы отметить музыкальное вступление и заключение песни, ребятам можно предложить похлопать в ладоши или позвенеть погремушкой (колокольчиком). Больше использую игровые приемы.
Много споров вызывал вопрос о размещении детей во время пения. Размещали плохо поющих среди хорошо поющих, чтобы дети слушали правильное пение и постепенно приучались передавать мелодию. В том случае, если у плохо поющих имелся нормальный диапазон голоса, то такое размещение действительно помогало. Мои наблюдения показали, что дети с небольшим диапазоном часто не слышат исполнения правильно поющих соседей, но зато их фальшивое пение нарушает чистоту интонации других и мешает правильно поющим сосредоточиться на мелодии. Дети с небольшим диапазоном делали лишь незначительные успехи за время пребывания среди хорошо поющих. Тогда я объединила всех в подгруппы, учитывая вокальные возможности каждого. Активное выполнение заданий дало хорошие результаты. Дети почувствовали свою ответственность, т. к. раньше опирались на хорошо поющих, поняли необходимость петь самостоятельно, стали больше стараться, постепенно появилась уверенность, что они могут петь самостоятельно.
В своей дальнейшей работе я планирую более расширить поэтапное разучивание песни такими методами как, например, учить по слуху, сольфеджируя, с помощью ручных знаков, можно использовать свободное дирижирование, графическую запись.