Виктория
«Работа музыкального руководителя с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья для публикации
«Работа музыкального руководителя с родителями»
Автор: Музыкальный руководитель Юрьева Виктория Константиновна
МБДОУ ДС №7 «Лесная поляна»
г. Старый Оскол
Публикация «„Работа музыкального руководителя с родителями“» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к этому миру - вот основная задача музыкальных руководителей детских садов в музыкальном образовании дошкольников.
Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.
Недаром еще Василий Александрович Сухомлинский писал в свое время:
«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет родителей (законных представителей) как непосредственных участников воспитательно-образовательного процесса детского сада, а ДОУ, в свою очередь, призвано помочь, направить, дополнить и поддержать воспитательскую деятельность родителей, оказать квалифицированную помощь, создать условия для активного участия родителей (законных представителей) в образовании и воспитании детей.
В нашем детском саду «Малышок» взаимодействие с родителями строится по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Я – музыкальный руководитель, и так же, как все педагоги нашего детского сада, стараюсь тесно сотрудничать с родителями воспитанников.
Цель взаимодействия:
Построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников для решения задач музыкального образования детей.
Задачи:
- вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через разнообразные формы дифференцированной работы;
- активизировать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству,
- способствовать развитию совместной музыкально-художественной деятельности родителей и детей.
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Культура человека закладывается с самого раннего детства. Области культурного наследия различны и многообразны. Большое значение в воспитании детей имеет музыка. Она открывает перед ребёнком огромный мир ощущений, эстетических переживаний, непосредственно знакомит с окружающими явлениями жизни. Ориентиром должны быть принципы: художественность и доступность для понимания. Эти принципы соблюдаются, как правило, при организации музыкальной деятельности в детском саду. Но в домашней обстановке эти два основных принципа не всегда соблюдаются.
Родители многое могут сделать для развития у ребёнка интереса к музыке. Задача музыкального руководителя состоит в помощи родителям.
Родителей следует познакомить с музыкальной деятельностью ребёнка в детском саду. Этому способствуют открытые музыкальные занятия, вечера досугов, музыкально-литературные вечера, тематические досуги, праздники в музыкальном зале, праздники на концертной площадке детского сада. Родителей следует активно приглашать на эти мероприятия. Каждый ребёнок имеет возможность проявить свои способности и музыкальный талант.
Очень показательным для родителей может стать открытое музыкальное занятие, в которое включены все виды музыкальной деятельности. На таком занятии нужно показать не только процесс закрепления и повторения музыкального материала, но и разучивание нового материала по «Программе дошкольного образования».
В каждом детском саду имеется музыкальный стенд с информацией для родителей и информационный сайт детского сада. Там стоит размещать рекомендуемые для детей музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов - классиков, лучших современных композиторов.
Большое значение имеют беседы с родителями о музыкальном воспитании детей, выступления музыкального руководителя на родительских собраниях. Такими темами для выступлений и бесед могут стать: «Виды музыкальной деятельности детей и их значение для развития музыкальных способностей», «Рекомендованные музыкальные произведения для прослушивания», «Правила игры на музыкальных инструментах», «Музыка в общении с ребёнком», «Музыкальные инструменты своими руками», «Озвучивание сказок», «Озвучивание стихов», «Музыкальные загадки и игры», «Музыка в период беременности», «Музыка в общении с грудным ребёнком».
В беседах, родителям, надо рассказать о том, что на музыкальных занятиях дети приобщаются к музыкальному искусству, у них формируются основы музыкальной культуры, дети знакомятся с элементарными музыкальными понятиями, музыкальными жанрами, воспитывается эмоциональная отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Музыкальная деятельность развивает музыкальные способности : поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, формирует песенный, музыкальный вкус. Воспитывается интерес к музыкально-художественной деятельности, совершенствуются умения в этом виде деятельности.
Следует дать родителям сведения об особенностях голосового аппарата ребёнка. Предупредить родителей об особенностях строения голосового аппарата ребёнка. Голосовой аппарат – это лёгкие, бронхи, трахея, гортань, носовая и ротовая полости. Воздух преобразуется в звук, проходя через связки, которые находятся в гортани. К краям гортани связки прикрепляются специальными вокальными мышцами. Связки соединяются, и вокальные мышцы при этом растягиваются, они являются «помощниками» связок. Ребёнок при рождении не имеет вокальных мышц. Они формируются лишь к 5-6 годам. Рост вокальных мышц заканчивается к 11-12 годам. До этого времени ребёнок поёт за счёт натяжения голосовых связок. Область верхних резонаторов (усилителей звука) - носовая полость - начинает своё развитие у детей с 3 лет его жизни, придаточные пазухи носа – с 6 лет. Родителям надо знать, что громкое звучание детского голоса достигается за счёт натяжения голосовых связок, имеющих длину всего несколько миллиметров. При злоупотреблении детским голосом существует опасность заболевания голосового аппарата. Голосовой аппарат дошкольника очень нежен, хрупок, требует особого бережного отношения.
Родители должны следить за разговорной речью ребёнка, она должна быть тихой и спокойной.
При первых признаках заболевания голосового аппарата следует обратить к ларингологу.
Здоровый голосовой аппарат даёт возможность активно соприкоснуться ребёнку с музыкальным искусством, способствует развитию музыкальности и вкуса. Во многих семьях любят народные и эстрадные песни, охотно их исполняют. Очень хорошо, когда члены семьи имеют музыкальный слух и хороший голос. Ребёнок должен слышать красивое, правильное пение, песни должны быть доступными и высокохудожественными.
Развивать музыкальный вкус ребёнка признан такой вид деятельности, как слушание музыки. На музыкальных занятиях дети слушают те произведения, которые не могут исполнить сами. Они знакомятся с вокальными произведениями, исполненными музыкальным руководителем или прослушанными в аудиозаписи. Наиболее доступны детям для восприятия те вокальные произведения, где взаимодействие слова и музыки помогает детям осознать содержание.
Инструментальные произведения воздействуют на малышей своим эмоциональным характером. Музыкальный образ раскрывается через содержание. Такое содержание называется программой, а сами музыкальные произведения называются программными: «Болезнь куклы» П. И. Чайковского, «Дедушкин рассказ» Н. Любарского, «Смелый наездник» (из «Альбома для юношества») Р. Шумана и другие. Правильно воспринятая музыка раскрывает перед детьми безграничный мир переживаний, ощущений, духовно обогащает малышей.
Важным дополнением к музыкальному развитию детей может быть музыка, прослушанная ими дома. Здесь большое значение могут оказать советы и рекомендации музыкального руководителя родителям. Рекомендации родителям по подбору музыки можно вывешивать на музыкальных стендах, размещать на сайте музыкального руководителя, так же музыкальный руководитель может выступить на родительских собраниях и дать советы в личных беседах. Большую помощь родителям можно оказать, записав им на аудио носителях рекомендованную музыку.
Дальнейшее знакомство с музыкой продолжается и в процессе музыкально-ритмической деятельности. Здесь учат детей согласовывать движения с характером музыки, развивают чувство ритма, художественно-творческие способности. Важно, чтобы движения соответствовали характеру музыки. Дети должны иметь ряд двигательных навыков, чтобы чувствовать характер музыки. Двигательные навыки формируются во время разучивания музыкально-ритмических движений, игр, танцев, плясок.
Важное значение для развития музыкальности ребёнка имеет и игра на музыкальных инструментах. В практике детских образовательных учреждений давно используется этот вид деятельности.
Разработана и соответствующая методика. Инструменты, с которыми дети знакомятся на разных возрастных ступенях, различны. В раннем возрасте – это музыкальные игрушки, ярко, красиво оформленные в виде животных и птиц. Затем дети осваивают музыкальные инструменты : барабаны, треугольники, маракасы, кастаньеты, колокольчики, бубны, тамбурины, трещотки, деревянные ложки. Позднее дети знакомятся с более сложными по устройству и звучанию инструментами – металлофоны, ксилофоны, пианино. Важно, чтобы дети закрепляли полученные навыки дома. Не обязательно дома иметь все инструменты, используемые в детском саду. Для домашнего музицирования музыкальные игрушки и инструменты можно купить в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно приобретёт полезные навыки ручного труда. Музыкальный руководитель может провести мастер-класс по изготовлению детских музыкальных инструментов для детей и родителей.
Ребёнок дома получает обилие музыкальных впечатлений по телевидению, интернету, в кино, в театре. Важно, чтобы ребёнок не перегружался музыкальными впечатлениями. Музыкальный руководитель может дать рекомендации по этому вопросу. В то же время, нужно побуждать детей к самостоятельным музыкальным действиям в домашней обстановке и тем самым способствовать проявлению детского творчества. Родители не должны отмечать при детях его несовершенство. Малыши могут сочинять стихи, музыку, танцы во время творческих игр и очень хорошо, когда родители поощряют эту деятельность.
Важное значение для музыкального развития детей имеет посещение с родителями музыкальных театров, драматических театров, детской филармонии, детских концертов. Репертуар детских театров и концертных площадок в городе можно размещать на сайте детского дошкольного учреждения. Музыкальный руководитель может порекомендовать родителям репертуар для детей разного возраста.
Совместные усилия музыкального руководителя, воспитателей и родителей положительно скажутся на воспитании музыкальной культуры дошкольников.