татьяна суслова
Работа дошкольного учреждения по профилактике ДДТТ. Опыт работы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема сегодняшней нашей встречи «Профилактическая работа Дошкольного образовательного учреждения по безопасному дорожному движению»
Безопасность дорожного движения это, безусловно, одна из важнейших социально-экономических и демографических задач России на современном этапе. Дорожно-транспортный травматизм наносит огромный материальный и моральный ущерб не только отдельным людям, но и обществу в целом.
Причины высокой аварийности, не только в недостаточной эффективности функционирования системы обеспечения безопасного дорожного движения, но и в низкой дисциплине участников дорожного движения.
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, что делает дороги наиболее опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются наиболее актуальными в наше время.
Детский дорожный травматизм в Российской Федерации в десятки раз превышает травматизм в других странах, поэтому необходимо изменить отношение к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету, осознать это всем взрослым - родителям, педагогам, общественности.
Во избежание сложившейся ситуации необходимо с раннего возраста знакомить детей с правилами дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.
Самое действенное средство воспитания маленького пешехода - пример поведения на дороге родителей. Именно в семье происходит становление характера ребенка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. С позиции ребенка родители - эталон поведения во всем, и все что делают мама и папа, правильно. Для любого ребенка, родители - это объект любви и подражания. Если можно с родителями - значит, так можно везде и всегда.
Семья – это школа юного пешехода. Долг родителей – вовремя обучать ребенка дорожной грамоте, разъяснять ему необходимость строгого соблюдения закона улиц и дорог. И только ежедневные напоминания Правил и положительный собственный пример, самых дорогих для ребенка людей, помогут выработать у детишек привычку правильного поведения на дорогах.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма всегда занимала важное место в деятельности дошкольных образовательных организаций и не потеряла своей актуальности на данный момент.
Профилактическая работа в Дошкольных образовательных организациях строится по традиционным направлениям.
Одним из важных направлений работы ДУ по профилактике детского дорожного травматизма - является работа с родителями воспитанников. Перед педагогами стоит не простая задача - максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил дорожного движения, но и навыков безопасного поведения на улицах, разнообразить формы работы с родителями, подвести их к пониманию личной ответственности за безопасность своих детей.
Тема детского травматизма - деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.
Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.
Нужно стараться строить контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения. В одном случае, более оправданным, оказывается индивидуальный диалог с отдельными родителями, в другом – практическое участие родителей в моделированных ситуациях, связанных с ПДД.
А сейчас мы познакомим вас с опытом работы нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Организуя работу с родителями по данному направлению мы определи для себя ЦЕЛЬ и основные задачи, направленные на достижение этой цели
Мероприятия способствующие решению поставленных задач, прописываются в годовом плане работы по профилактике ДДТТ и подразумевают реализацию двух основных направлений - психолого-педагогическое просвещение родителей и активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Психолого-педагогическое просвещение родителей организовано посредством индивидуальных и тематических консультаций, собраний, выпуска газет, проведения мастер-классов, тренингов, активной работы сайта ДОУ. Вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс способствует проведение «дней творчества» детей и их родителей, открытых занятий и мероприятий, творческих смотров-конкурсов, организация развлекательных досугов, акций, флэш-мобов и т. д.
В начале каждого учебного года мы проводим анкетирование родителей на различные темы по ПДД: «Я и мой ребенок на улицах города», «Какой Вы пешеход» и др. Анализируя результаты анкет мы имеем возможность:
- узнать отношение родителей к правилам дорожного движения;
-выявить заинтересованность родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения на улице;
- определить уровень знаний родителей о собственном ребёнке: его возрастных и психофизиологических особенностях;
- выявить знания самих родителей о правилах дорожного движения;
- выявить информированность родителей об опыте своего ребёнка в осознании источников опасности на дороге в условиях проживания их семьи.
Результаты, вопреки ожиданиям, иногда оказываются довольно плачевными, так например :
- родители, (их число составило 65%) не всегда переходят проезжую часть по пешеходному переходу, руководствуясь зеленым сигналом светофора;
- не все родители, (а их 40%) считают нужным объяснять детям значение дорожных знаков;
- очень многим родителям, (63%) неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожных ситуациях, являющиеся основными причинами несчастных случаев и аварий.
Полученные результаты конечно заставляют задуматься и скорректировать дальнейшую работу с родителями по нужному направлению.
Одной из традиционных форм работы с родителями являются родительские собрания, Для заинтересованности родителей на традиционных родительских собраниях используем тренинги, мастер-классы, практикумы и совместные игры по изучению правил дорожного движения.
Вопросы, поднятые на собраниях, становятся предметом обсуждения на семинарах, круглых столах, в индивидуальных беседах, которые позволяют установить тесный контакт с семьёй, дифференцированно подойти к каждой, учитывая её особенности, интересы.
Данные мероприятия позволяют:
- прежде всего, напомнить о правовой ответственности, которую несут родители по воспитанию своих детей;
- привлечь внимание родительской общественности к существующей проблеме, разъяснить родителям необходимость соблюдения Правил дорожного движения;
- познакомить родителей с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия дошкольниками информации по основам безопасности дорожного движения;
- информировать родителей о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к правилам дорожного движения и их выполнения; познакомить с объемом предлагаемых для детей знаний и умений по ПДД;
- получить советы и рекомендации от сотрудников учреждения и представителей ГИБДД, обсудить различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге; повысить уровень компетентности самих взрослых в знании правил дорожного движения, культуры поведения на улице;
- родители могут поделиться положительным опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице;
- выработать совместный план действий ДОУ и родителей по формированию у детей знаний и навыков пешехода.
Для повышения интереса родителей к дорожной азбуке, мы организуем различные виды досуговой деятельности и активно привлекаем к ним членов семей воспитанников. Викторины («Азбука пешехода», «Страна Светофория», «Знатоки ПДД» и т. д.); праздники (Желтый, красный, зеленый», «Правила движения – достойны уважения!» и др. ; соревнования «Юные инспектора ГИБДД» и др. - все это способствует установлению теплых, неформальных отношений между педагогами и родителями, более доверительных отношений между взрослыми и детьми.
Стало хорошей традицией в течение года проводить творческие конкурсы, выполнять творческие домашние задания по ПДД, обязательным требованием которых является участие взрослого и ребенка. Например: «Лучшая книжка-малышка по ПДД», «Лучшая сказка по ПДД» рассказывающая о необходимости соблюдения правил.
На слайде мы видим некоторых участников творческого конкурса «Моя семья самая заметная!». Родители вместе с детьми своими руками изготавливали различные значки-фликеры и размещали их на своей одежде.
Активизация участия родителей в образовательном процессе ДОУ проходит через вовлечение их в проектную деятельность групп, Например таких проектов, как «Школа пешеходных наук», «Страна дорожных знаков», «Зебра» ,«Наши помощники – фликеры» т. д.,
в том числе исследовательских. Привлечение родителей к проектной деятельности позволяет расширить возможности сотрудничества со своими детьми, педагогами, получить самим родителям новые знания.
Приглашаем родителей к сотрудничеству и в организации развивающей предметно-пространственной среды в помещении и на улице дошкольного учреждения.
Родители оказывают помощь в изготовлении пособий, макетов улиц и перекрестков, дидактических игр по ПДД
атрибутов для подвижных и с/р игр, красочных костюмов для выступления агитбригады по ПДД и т. д.
В ДОУ ведется активная пропаганда безопасного поведения на улице и соблюдения правил дорожного движения средствами наглядной информации:
в родительских уголках групп размещается информация о проводимых и планируемых мероприятиях в ДОУ по ПДД, информация о дорожно- транспортных происшествиях в городе,
материалы по обучению детей ПДД, памятки, буклеты, папки –передвижки, листовки, плакаты.
Для родителей проводятся выставки научно-методической, справочной, детской художественной литературы, подписных изданий по ПДД.
При желании родители могут воспользоваться медиатекой по ПДД: в которую входят компакт-диски с презентациями, обучающие программы, мультфильмы.
В работе с родителями используются и интернет-ресурсы. Так на сайте ДОУ есть страничка ПДД.
Особенной популярностью пользуется у родителей рубрики
«Уроки «Школы ответственных родителей» (информация взята из материалов газеты «Добрая Дорога Детства») и «Актуальная и правдивая информация ГИБДД Отдела МВД России по г. Копейску».
Ну и отдельно хочется сказать про ставшие особенно популярными последнее время такие формы работы с родителями как акции и флэшмобы.
Акция это - социально значимое, деятельностное, комплексное,
событийное мероприятие, цель которого – привлечение внимания
общества к существующей социальной проблеме, распространение
информации среди разных групп населения, содействие
формированию общественного сознания.
Большинство семей наших воспитанников имеют
активную жизненную позицию и поэтому всегда с
энтузиазмом принимают предложения
по участию в различных Акциях и флэшмобах, Которые
направлены на повышение безопасности участников
дорожного движения, создание стереотипа
законопослушного поведения на дороге всех
участников дорожного движения.
Это Всероссийские Акции и городские акции :
«Неделя безопасности Копейск»,
«Любимый ребенок самый яркий», «Мамы рулят Копейск»,
«Будь трезвым в пути Копейск», «Мой ребенок в автокресле» и тдругие.
Флэшмобы «Светлячок» и «Засветись!» представленные
на слайде
посвящены использованию светоотражающих элементов
на одежде детей в темное время суток.
Осуществлять задачи обучения правилам безопасного поведения на улице и дороге невозможно без помощи родителей, поскольку они – заинтересованные партнёры и помощники в решении проблемы детской безопасности.
В конце года родителям предлагается анкета с целью определения:
- наиболее оптимальных форм взаимодействия ДОУ и семьи по вопросу формирования у детей знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах;
- пожеланий, предложений в планировании дальнейшей совместной работе по этой теме.
Традиционно родителями отмечается высокая степень информированности о состоянии работы по ПДД в ДОУ,
Наиболее предпочтительными формами работы, с точки зрения родителей (а это составляет 90% опрошенных) являются : тренинги, встречи с сотрудниками ГИБДД, и конечно совместные с детьми мероприятия: творческие конкурсы, Акции, выполнение творческих заданий, досуговые мероприятия.
Радует понимание большей части родителей значимости обучения Правилам дорожного движения для сохранения жизни и здоровья детей.
Положительная оценка деятельности ДОУ по профилактике Детского дорожно-транспортного травматизма родителями, подтверждает правильность выбора нами форм и методов работы по этому направлению.
Понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у дошкольников знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах, мы можем быть уверены, что полученные знания пригодятся воспитанникам и их родителям в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь!