татьяна суслова
Работа дошкольного учреждения по профилактике ДДТТ. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема сегодняшней нашей встречи «Профилактическая работа Дошкольного образовательного учреждения по безопасному дорожному движению»
Безопасность дорожного движения это, безусловно, одна из важнейших социально-экономических и демографических задач России на современном этапе. Дорожно-транспортный травматизм наносит огромный материальный и моральный ущерб не только отдельным людям, но и обществу в целом.
Причины высокой аварийности, не только в недостаточной эффективности функционирования системы обеспечения безопасного дорожного движения, но и в низкой дисциплине участников дорожного движения.
Темочки:
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, что делает дороги наиболее опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются наиболее актуальными в наше время.
Детский дорожный травматизм в Российской Федерации в десятки раз превышает травматизм в других странах, поэтому необходимо изменить отношение к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету, осознать это всем взрослым - родителям, педагогам, общественности.
Во избежание сложившейся ситуации необходимо с раннего возраста знакомить детей с правилами дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.
Самое действенное средство воспитания маленького пешехода - пример поведения на дороге родителей. Именно в семье происходит становление характера ребенка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. С позиции ребенка родители - эталон поведения во всем, и все что делают мама и папа, правильно. Для любого ребенка, родители - это объект любви и подражания. Если можно с родителями - значит, так можно везде и всегда.
Семья – это школа юного пешехода. Долг родителей – вовремя обучать ребенка дорожной грамоте, разъяснять ему необходимость строгого соблюдения закона улиц и дорог. И только ежедневные напоминания Правил и положительный собственный пример, самых дорогих для ребенка людей, помогут выработать у детишек привычку правильного поведения на дорогах.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма всегда занимала важное место в деятельности дошкольных образовательных организаций и не потеряла своей актуальности на данный момент.
Профилактическая работа в Дошкольных образовательных организациях строится по традиционным направлениям.
Одним из важных направлений работы ДУ по профилактике детского дорожного травматизма - является работа с родителями воспитанников. Перед педагогами стоит не простая задача - максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил дорожного движения, но и навыков безопасного поведения на улицах, разнообразить формы работы с родителями, подвести их к пониманию личной ответственности за безопасность своих детей.
Тема детского травматизма - деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.
Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.
Нужно стараться строить контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения. В одном случае, более оправданным, оказывается индивидуальный диалог с отдельными родителями, в другом – практическое участие родителей в моделированных ситуациях, связанных с ПДД.
А сейчас мы познакомим вас с опытом работы нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Организуя работу с родителями по данному направлению мы определи для себя ЦЕЛЬ и основные задачи, направленные на достижение этой цели
Мероприятия способствующие решению поставленных задач, прописываются в годовом плане работы по профилактике ДДТТ и подразумевают реализацию двух основных направлений - психолого-педагогическое просвещение родителей и активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Психолого-педагогическое просвещение родителей организовано посредством индивидуальных и тематических консультаций, собраний, выпуска газет, проведения мастер-классов, тренингов, активной работы сайта ДОУ. Вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс способствует проведение «дней творчества» детей и их родителей, открытых занятий и мероприятий, творческих смотров-конкурсов, организация развлекательных досугов, акций, флэш-мобов и т. д.
В начале каждого учебного года мы проводим анкетирование родителей на различные темы по ПДД: «Я и мой ребенок на улицах города», «Какой Вы пешеход» и др. Анализируя результаты анкет мы имеем возможность:
- узнать отношение родителей к правилам дорожного движения;
-выявить заинтересованность родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения на улице;
- определить уровень знаний родителей о собственном ребё нке: его возрастных и психофизиологических особенностях;
- выявить знания самих родителей о правилах дорожного движения;
- выявить информированность родителей об опыте своего ребёнка в осознании источников опасности на дороге в условиях проживания их семьи.
Результаты, вопреки ожиданиям, иногда оказываются довольно плачевными, так например :
- родители, (их число составило 65%) не всегда переходят проезжую часть по пешеходному переходу, руководствуясь зеленым сигналом светофора;
- не все родители, (а их 40%) считают нужным объяснять детям значение дорожных знаков;
- очень многим родителям, (63%) неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожных ситуациях, являющиеся основными причинами несчастных случаев и аварий.
Полученные результаты конечно заставляют задуматься и скорректировать дальнейшую работу с родителями по нужному направлению.
Одной из традиционных форм работы с родителями являются родительские собрания, Для заинтересованности родителей на традиционных родительских собраниях используем тренинги, мастер-классы, практикумы и совместные игры по изучению правил дорожного движения.
Вопросы, поднятые на собраниях, становятся предметом обсуждения на семинарах, круглых столах, в индивидуальных беседах, которые позволяют установить тесный контакт с семьёй, дифференцированно подойти к каждой, учитывая её особенности, интересы.
Данные мероприятия позволяют:
- прежде всего, напомнить о правовой ответственности, которую несут родители по воспитанию своих детей;
- привлечь внимание родительской общественности к существующей проблеме, разъяснить родителям необходимость соблюдения Правил дорожного движения;
- познакомить родителей с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия дошкольниками информации по основам безопасности дорожного движения;
- информировать родителей о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к правилам дорожного движения и их выполнения; познакомить с объемом предлагаемых для детей знаний и умений по ПДД;
- получить советы и рекомендации от сотрудников учреждения и представителей ГИБДД, обсудить различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге; повысить уровень компетентности самих взрослых в знании правил дорожного движения, культуры поведения на улице;
- родители могут поделиться положительным опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице;
- выработать совместный план действий ДОУ и родителей по формированию у детей знаний и навыков пешехода.
Для повышения интереса родителей к дорожной азбуке, мы организуем различные виды досуговой деятельности и активно привлекаем к ним членов семей воспитанников. Викторины («Азбука пешехода», «Страна Светофория», «Знатоки ПДД» и т. д.); праздники (Желтый, красный, зеленый», «Правила движения – достойны уважения!» и др. ; соревнования «Юные инспектора ГИБДД» и др. - все это способствует установлению теплых, неформальных отношений между педагогами и родителями, более доверительных отношений между взрослыми и детьми.
Стало хорошей традицией в течение года проводить творческие конкурсы, выполнять творческие домашние задания по ПДД, обязательным требованием которых является участие взрослого и ребенка. Например: «Лучшая книжка-малышка по ПДД», «Лучшая сказка по ПДД» рассказывающая о необходимости соблюдения правил.
На слайде мы видим некоторых участников творческого конкурса «Моя семья самая заметная!». Родители вместе с детьми своими руками изготавливали различные значки-фликеры и размещали их на своей одежде.
Активизация участия родителей в образовательном процессе ДОУ проходит через вовлечение их в проектную деятельность групп, Например таких проектов, как «Школа пешеходных наук», «Страна дорожных знаков», «Зебра» ,«Наши помощники – фликеры» т. д.,
в том числе исследовательских. Привлечение родителей к проектной деятельности позволяет расширить возможности сотрудничества со своими детьми, педагогами, получить самим родителям новые знания.
Приглашаем родителей к сотрудничеству и в организации развивающей предметно-пространственной среды в помещении и на улице дошкольного учреждения.
Родители оказывают помощь в изготовлении пособий, макетов улиц и перекрестков, дидактических игр по ПДД
атрибутов для подвижных и с/р игр, красочных костюмов для выступления агитбригады по ПДД и т. д.
В ДОУ ведется активная пропаганда безопасного поведения на улице и соблюдения правил дорожного движения средствами наглядной информации:
в родительских уголках групп размещается информация о проводимых и планируемых мероприятиях в ДОУ по ПДД, информация о дорожно- транспортных происшествиях в городе,
материалы по обучению детей ПДД, памятки, буклеты, папки –передвижки, листовки, плакаты.
Для родителей проводятся выставки научно-методической, справочной, детской художественной литературы, подписных изданий по ПДД.
При желании родители могут воспользоваться медиатекой по ПДД: в которую входят компакт-диски с презентациями, обучающие программы, мультфильмы.
В работе с родителями используются и интернет-ресурсы. Так на сайте ДОУ есть страничка ПДД.
Особенной популярностью пользуется у родителей рубрики
«Уроки «Школы ответственных родителей» (информация взята из материалов газеты «Добрая Дорога Детства») и «Актуальная и правдивая информация ГИБДД Отдела МВД России по г. Копейску».
Ну и отдельно хочется сказать про ставшие особенно популярными последнее время такие формы работы с родителями как акции и флэшмобы.
Акция это - социально значимое, деятельностное, комплексное,
событийное мероприятие, цель которого – привлечение внимания
общества к существующей социальной проблеме, распространение
информации среди разных групп населения, содействие
формированию общественного сознания.
Большинство семей наших воспитанников имеют
активную жизненную позицию и поэтому всегда с
энтузиазмом принимают предложения
по участию в различных Акциях и флэшмобах, Которые
направлены на повышение безопасности участников
дорожного движения, создание стереотипа
законопослушного поведения на дороге всех
участников дорожного движения.
Это Всероссийские Акции и городские акции :
«Неделя безопасности Копейск»,
«Любимый ребенок самый яркий», «Мамы рулят Копейск»,
«Будь трезвым в пути Копейск», «Мой ребенок в автокресле» и тдругие.
Флэшмобы «Светлячок» и «Засветись!» представленные
на слайде
посвящены использованию светоотражающих элементов
на одежде детей в темное время суток.
Осуществлять задачи обучения правилам безопасного поведения на улице и дороге невозможно без помощи родителей, поскольку они – заинтересованные партнёры и помощники в решении проблемы детской безопасности.
В конце года родителям предлагается анкета с целью определения:
- наиболее оптимальных форм взаимодействия ДОУ и семьи по вопросу формирования у детей знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах;
- пожеланий, предложений в планировании дальнейшей совместной работе по этой теме.
Традиционно родителями отмечается высокая степень информированности о состоянии работы по ПДД в ДОУ,
Наиболее предпочтительными формами работы, с точки зрения родителей (а это составляет 90% опрошенных) являются : тренинги, встречи с сотрудниками ГИБДД, и конечно совместные с детьми мероприятия: творческие конкурсы, Акции, выполнение творческих заданий, досуговые мероприятия.
Радует понимание большей части родителей значимости обучения Правилам дорожного движения для сохранения жизни и здоровья детей.
Положительная оценка деятельности ДОУ по профилактике Детского дорожно-транспортного травматизма родителями, подтверждает правильность выбора нами форм и методов работы по этому направлению.
Понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у дошкольников знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах, мы можем быть уверены, что полученные знания пригодятся воспитанникам и их родителям в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь!