Марина Мошкова
Конструкт НОД по познавательному развитию «Путешествие во времени»
▼ Скачать
Конструкт занятия по реализации ФГОС
Возрастная группа: дети от 6 до 7 лет.
Форма НОД: Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени»
Форма организации: подгрупповая
Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе совместной познавательно- исследовательской деятельности.
Задачи: Обучающие: расширять знания детей об окружающем мире; формировать представление детей о животных в историческом времени (прошлое и настоящее); познакомить с наукой – палеонтологией; учить выдвигать гипотезы; учить сравнивать детей свои предположения с фактами.
Публикация «Конструкт НОД по познавательному развитию „Путешествие во времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Развивающие: развивать мышление, активизировать речь; развивать у детей представление о причинах исчезновения некоторых видов животных; развивать любознательно-познавательную активность.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, чувство ответственности, желание сохранить богатство животного мира; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу при совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
У детей высокий уровень познавательной активности.
Имеют представление об историческом времени – от прошлого к настоящему на примере животного мира.
Имеют представление о профессии – палеонтолог.
Выражают свое мнение, выстраивают умозаключения и делают выводы.
Обогащен словарный запас и активизирована речь.
Проявляют переживание к событию прошлого времени.
Уважительно ведут себя по отношению ко всем участникам образовательной деятельности.
Возраст участников: дети от 6 до 7 лет
В ходе занятия были использованы:
Методы: игровые, словесные (диалог с детьми, наглядные и практические (продуктивная деятельность).
Учебно-методический комплект: «Что было до…» Дыбина О. В. игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014; pedagogs.mbdou140.ru;
https://www.pedmasterstvo.ru/categories/32/articles/1079 https://www.babyblog.ru/community/post/weeks/91069
Средства:
Наглядные: панно «Река времени», макет уголка Земли времен динозавров, набор инструментов для проведения «раскопок»;
мультимедийные – компьютерная презентация;
раздаточный материал – кисти, лопатки, кепки или панамки, очки, набор картинок животных для выстраивания временных рядов, клеевой карандаш;
оборудование – песочница, песок, «окаменевшие останки динозавров» (имитация); экран, мультимедийный проектор; для опыта: лимонная кислота, пищевая сода, красный пищевой краситель или гуашь, средство для мытья посуды, шприцы без игл.
План НОД
1. Обсуждение реального события
2. Получение нового знания
3. Планирование совместной деятельности
4. Введение нового знания в деятельность
5. Постановка проблемного вопроса
6. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
7. Сопоставление результатов исследования
1. Обсуждение реального события
- Здравствуйте ребята, давайте познакомимся. Вы знаете, что у меня в руках? (Игрушка – яйцо динозавра) Передавайте друг другу это яйцо динозавра и называйте свое имя. Меня, зовут Марина Леонидовна и это яйцо я привезла с собой из музея.
- Вы знаете, что такое музей? Совершенно верно - это здание где хранятся различные экспонаты, а в музее, в котором работаю я, хранятся удивительные находки – динозавры из прошлого.
- К сожалению, у меня не было возможности взять с собой образцы динозавров, но я приготовила фотографии экспонатов из нашего музея и предлагаю вам их сейчас посмотреть. Сл. 1
Просмотр слайдов.
- Это окаменевшие останки динозавров. Сл. 2 А почему они называются окаменевшими? Верно, они так долго пролежали в земле, что превратились в камни.
- Так же в музее есть останки исчезнувших животных. Как вы думаете, что значит останки? Действительно, останки – это, что осталось. Сл. 3
- А еще здесь находятся слепки или отпечатки исчезнувших животных, по ним можно определить вид и название динозавра.
2. Получение нового знания
- Ребята, а почему этих животных называют исчезнувшими? Да, действительно на Земле не осталось ни одного живого динозавра.
- Как вы думаете, почему это произошло?
- Ученые предположили, что на планете произошло, что- то страшное, а именно извержение вулкана. И у вас сегодня есть возможность увидеть своими глазами, как это могло произойти в далеком прошлом.
- Подойдем к нашему макету. Вот так могла выглядеть наша планета в те далекие времена.
(на слайде шум грозы) Сл. 4
- В начале послышались раскаты грома, засверкали молнии и начался сильный ливень, цвет земли изменил окраску. (Дети из шприцов капают на «землю»). Сл. 5 – 9
- А дальше проснулся вулкан, и лава из его жерла стала стекать, сжигая все на своем пути. (Воспитатель «оживляет» вулкан, см. приложение 4)
- Ученые считают, что такие события и могли стать причиной исчезновения этих больших животных.
После этого прошло очень много времени и как хорошо, что есть такие люди, которые могут возвращать нас в те далекие времена. Сл. 10 Они ищут останки динозавров, изучают их и рассказывают людям о своих находках. Может кто-нибудь из вас знает, как называется это профессия?
- Это палеонтологи. Сл. 11
- Палеонтологи на местах раскопок при помощи инструментов, шаг за шагом аккуратно, откапывают и изучают останки животных. Сл. 12
- Посмотрите, как происходят раскопки (на слайд). Обратите внимание на то, как аккуратно они производят раскопки. Делают палеонтологи это с помощью специальных инструментов. Сл. 13
- Вам хотелось бы их рассмотреть поближе? (Раскрываю контейнер по порядку достаю инструменты) Подумайте для чего нужен этот инструмент (лопата, кисточка, очки и др.)
3. Планирование совместной деятельности
- Вам хотелось бы самим принять участие в раскопках? Тогда давайте отправимся скорее в путь, а на чем мы сможем быстрее всего добраться? Какой самый быстрый транспорт?
- Конечно на самолете, а вот и он (на слайде картинка). Сл. 14 Всё необходимое для раскопок у меня в контейнере, и мы готовы к полету, занимайте места в салоне самолета, мы взлетаем (звук самолета и картинка). Сл. 15
4. Введение нового знания в деятельность
- Ребята, смотрите куда мы прилетели? Здесь жарко и много песка. Как вы думаете нам необходимо надеть головные уборы, и защитные очки? А почему нам это нужно сделать?
- Давайте возьмем по инструменту и начнем раскопки, но не забывайте, что действовать нужно очень аккуратно, чтобы окаменевшие части динозавров остались в целости.
Слайд - шоу с 16 – 22 (см. приложение 2)
- Ребята, у нас отлично получилось, мы нашли очень интересные экспонаты для нашего музея. В чем же нам перевезти эти экспонаты, чтобы их не повредить? Ответы. У меня с собой есть контейнер, как вы думаете, он нам подойдет?
- Наши раскопки на сегодня закончились и нам пора лететь домой. Инструменты и головные уборы нам в самолете не понадобятся? Тогда давайте их уберем в контейнер.
- Возвращаемся обратно, занимайте места в салоне самолета (картинка и звук самолета). Сл. 23
5. Постановка проблемного вопроса
- Вот мы с вами и на месте. Сл. 24
Ребята, скажите, пожалуйста, а все животные на Земле исчезли? Ответ.
- После исчезновения динозавров их место заняли другие виды животных. Каких современных животных знаете вы?
Как вы считаете, что может угрожать животным в настоящее время?
- Что мы – люди должны сделать, чтобы сохранить их?
- В какую книгу занесены исчезающие виды животных?
Как вы думаете, почему она красного цвета?
6. Работа в подгруппах:
сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
- Ребята, это еще не все, что я привезла для вас, приглашаю вас к этому столу, вы знаете, что это?
- Это панно называется «река времени». Цвет реки по всей ее длине не одинаковый. Слайд – шоу с 25 – 29
- Как вы думаете, почему она меняет цвет? Ответ.
- Я вам предлагаю самостоятельно расположить на реке картинки животных так, чтобы каждое из них оказалось в своем времени. Возьмем по картинке и при помощи клеевого карандаша приклеим их на панно.
- Как вы думаете, почему будущее время на нашей реке осталось без картинок?
- Да, мы не знаем, как они будут выглядеть в будущем, но вы можете пофантазировать и нарисовать их в следующий раз сами.
7. Сопоставление результатов исследования
- Ребята, мне пора отправляться в следующую экспедицию. Скажите, пожалуйста, получились из нас палеонтологи?
Почему вы так считаете? Я с вами полностью согласна, что мы были настоящими палеонтологами.
- Наша встреча подошла к концу. А останки, которые мы с вами нашли и панно «Река времени», я предлагаю вам взять с собой, и у себя в группе создать свой музей динозавров. А я с вами прощаюсь. До новых встреч!