Нина Старикова
«Путешествие в подводное царство». Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в подводное царство»
Цель: формирование у старших дошкольников элементарных представлений о море, о морских обитателях.
Задачи:
центр искусства: привлекать детей к работе с разнообразными материалами (ткань, гуашь, краски, к использованию нетрадиционных приемов рисования (ладошками); учить создавать грамотные и красивые коллективные работы, подбирать соответствующую световую гамму; отрабатывать приемы работы с кистью (примакивание, кончиком, набрызг); познакомить детей с понятием «силуэт»
Публикация «„Путешествие в подводное царство“, Конспект занятия» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
центр грамотности и письма: способствовать формированию у детей навыков самостоятельного составления рассказов по мнемотаблице; обогащать речь; совершенствовать грамматический строй речи, монологическую, диалогическую формы речи
центр науки и естествознания: учить детей приобретать знания в исследовательском поиске – выдвигать гипотезы, наблюдать, использовать свои умения и навыки при проведении экспериментально-исследовательской деятельности; делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, развивать логическое мышление и навыки речевого общения
центр математики: закреплять у детей прямой и обратный счет в пределах 10, умение соотносить цифры с количеством предметов, при сравнении пользоваться знаком (=); учить штриховать силуэты разными видами штриховок: вертикальная, горизонтальная
центр сюжетно-ролевой игры: при работе со схемой, учить детей читать простейшую графическую информацию, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы); формировать социокультурные компетенции, связанные с опытом выполнения типичных социальных ролей, воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту).
Познавательно - речевое Социально - личностное Художественно - эстетическое Физическое
Познание
Количество и счет
- Счет до 10 и обратно, сосчитать ракушки, обозначить цифрами, сравнить числа в пределах 10.
- Построить корабль для сюжетной игры. - Работа план-схемой Социализация
Сюжетно – ролевая игра «В поисках сокровищ»
Художественное творчество
Рисование «Украшение скатерти осьминогами, рыбками, морскими растениями». Здоровье
Соблюдение правил посадки при работе с тетрадью.
Коммуникация
Составление рассказа «Рыбы» по мнемотаблице. Презентация мини- проекта «Акулы».
Труд
Беседа «Каждой вещи свое место» Музыка
Слушание музыкального произведения Н. А. Римского – Корсакова «Песни волн» Безопасность
Беседа: «Предметы, требующие осторожного обращения»
Место проведения непосредственной образовательной деятельности: групповое помещение.
Материальное обеспечение:
утренний сбор - костюм Нептуна, магнитофон, бумажная «золотая рыбка»,
загадки о море и морских обитателях, мяч, подушки детям, рабочий стенд «Я выбираю», материал для рекламы центров;
центр искусства - кусок белого материала, гуашь, краски, трафареты морских обитателей, кисточки, поролон, бумажные салфетки;
центр науки и естествознания - вода, морская соль, емкости для эксперимента, материал для моделирования «маленькими человечками»;
центр «сюжетно-ролевой» игры - бинокль, компас, матросские воротники, бескозырки, карты, штурвал, сундук с «сокровищами», рация.
математический центр - ракушки, цифры, знаки- =, листочки с нарисованными рыбками для штриховки;
центр грамотности и письма - мнемотаблица «Рыба», изображения морских обитателей, кроссворд, дидактическая игра «Кто как устроен?»
Методы и приемы: словесные – беседа, вопросы, пояснения; наглядные – демонстрация наглядных пособий, план-схема; игровые – создание игровой ситуации, дидактические игры, загадывание загадок; практические – моделирование, эксперименты.
Методы и формы контроля: наблюдение, анализ детского творчества
Данная непосредственная образовательная деятельность является центральным в проекте «По морям, по волнам».
Планируемый результат уровня интегративных качеств:
- умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение);
- владеют навыками самообслуживания;
- интересуются изобразительной детской деятельностью;
- выстраивают игровое действие, сопровождая его речью, соответствующей по содержанию;
- имеют элементарные представления о море, о морских обитателях.
Характеристика группы.
В группе 25 детей, 14 мальчиков, 11 девочек. Работа с детьми ведется по программе «Югорский трамплин». Данная программа разработана при поддержке Правительства ХМАО - Югра, Губернатора и Директора Департамента образования и науки, при участии Всемирного банка, основана на российской версии международной программы «Step by Step» («Сообщество»).
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы (сказки, стихи, загадки о море, о морских обитателях).
Рассматривание иллюстрации по теме.
Беседы о морях, о морских путешествиях, о морских обитателях.
Дидактическая игра «Кто как устроен».
Настольно – печатная игра «Остров сокровищ».
Создание мини – музея по теме.
Утренний сбор – 10 минут
Под музыку Н. А. Римского-Корсакого «Песня волн» в группу приходит царь Нептун.
Нептун: Здравствуйте, друзья! Я узнал, что вы интересуетесь тайнами морских глубин. В своем подводном царстве, на морской поляне я нашел много интересного для вас и принес с собой. А сейчас я и моя золотая рыбка хотим с вами поиграть.
«Рыбаки все хитрецы - вмиг разбросят сети.
Нет вкуснее ничего рыбки в целом свете!
Вы, ребята, не зевайте, дружно рыбку вы ловите.
Ну, чего вы? Не сидите, дружно с нами поиграйте!»
(Игра малой подвижности «Поймай рубку». Нептун приглашает детей на утренний сбор. Дети берут подушки и садятся в круг.)
1. Игра «Дружный круг»
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,ь здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.
Я люблю свой детский сад,
В нем полным- полно ребят,
Может сто, а может- двести.
Хорошо, когда мы вместе.
2. Загадки от Нептуна.
«Голубая планета- родная Земля,
Голубого цвета на планете вода.
Где вода обитает, где живет, где течет,
Расскажите мне ребята (ответы детей).
- Ребята, если вы отгадаете следующую загадку, узнаете где я живу «В горах рождаясь, речки покидают горы, если поплывешь по ним, то увидишь. (море). Ребята, а сейчас давайте познакомимся с животными моего подводного царства. В воде, как и на суше, есть морские звери. Первые живые существа на Земле появились именно в океане. Сейчас в моем царстве, в водах океанов, морей, рек, озер живет больше половины всех животных, растений и рыб Земли. А вот какие животные живут в моем царстве, вы узнаете отгадав загадки.
У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (Камбала).
У кого рот на брюхе? (Акула)
Какая собака не лает? (Морская).
У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск).
Экскурсия в мини - музей.
- Молодцы, ребята, знаете жителей подводного царства. А сейчас я хочу вас пригласить в мое подводное царство, на мою любимую подводную поляну и мы с вами посмотрим, что нового появилось на поляне. ( Дети называют предметы: бинокль, компас, карта, безкозырка, тельняшка, Русалка). Ребята, кем приходятся мне Русалки? (Дочери). Правильно, молодцы. Мои дочери очень любят играть в разные игры, давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Один - много»
Кит - киты компас - компасы
сом - сомы океан - океаны
батискаф - батискафы море - моря
морж - моржи осьминог - осьминоги
тюлень - тюлени моряк – моряки
щука - щуки корабль - корабли
акула - акулы
- А вот про акул Сережа знает много интересного. Они с мамой оформили интересный альбом. Сейчас он вам покажет и расскажет об акулах
Презентация мини- проекта «Акулы» (вовлечение семьи в образовательный процесс).
Реклама центров. Задания от Нептуна.
1. В центре искусства вас ждет много разноцветных красок, гуаши, трафареты разных рыб, ткань. Я хочу, чтобы вы украсили мою скатерть самобранку моими любимыми обитателями моря: осьминогами, рыбками, морскими растениями, а может и красивыми камушками морскими.
2. Рыбы - дети воды. Рыб в мире огромное количество - морские, речные, озерные, а также декоративные, те, что живут у человека в аквариуме. В центре математике вас ждут самые разные рыбки. Вам нужно подобрать столько ракушек, сколько рыбок нарисовано на картинке, сравнить количество рыб и ракушек, поставить знак и заштриховать одну понравившуюся рыбку.
3. В центре науки вас ждут морская соль, вода и ваши любимые «маленькие человечки», они хотят вам показать и рассказать, что случится с морской солью, если опустить ее в воду.
4. В центре сюжетной игры вас ждут настоящие приключения. Вам нужно будет по схеме построить корабль и отправиться на нем на поиски сокровищ. А вот эта пиратская карта поможет вам найти сокровища.
5. А те кто пойдет заниматься в центр грамотности и письма опустятся на самое дно морское и попадут в страну, которая называется Мировой океан. Вам нужно будет составить рассказ по мнемотаблице. А еще находить на картинках морских обитателей и вписывать их названия в клеточки.
Выбор детьми центров. Дети выбирают центр и обозначают свой выбор на стенде «Я выбираю».
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Основная часть (работа в центрах активности) – 20 минут
Центр сюжетно - ролевой игры.
Построить по схеме корабль для сюжетной игры. Работа с картой.
Сюжетно-ролевая игра «В поисках сокровища». Дети строят корабль, одевают бескозырки, матросские воротники, распределяют роли - капитан, боцман, кок, матросы и отправляются искать сокровища.
Центр искусства.
Рисование «Украшение скатерти осьминогами, рыбками, морскими растениями»
Дети рисуют на ткани кистями рук – осьминогов, печатают рыб, используя трафаретов и поролона, рисуют кисточками морских водорослей и камушков.
Центр грамотности и письма.
Работа с мнемотаблицей «Рыбы». Решение кроссворда.
Составляют рассказ по мнемотаблице «Рыбы». На картинках находят морских обитателей и вписывают их названия в клеточки.
Математический центр.
Счет до 10 и обратно, сосчитать рыб, ракушки, обозначить цифрами, сравнить числа в пределах 10. Штриховка – вертикальная, горизонтальная.
Центр науки и естествознания.
Эксперимент с морской солью. У детей две баночки с водой. В одной баночке растворяют морскую соль. Сравнивают воду в двух баночках по вкусу, по запаху, по цвету. Моделирование «маленькими человечками». Используя «маленьких человечков» дети показывают действие воды на морскую соль.
Заключительная часть (Итоговый сбор) – 5 минут
Дети рассказывают о тех открытиях, которые они сделали
1. Дети показывают скатерть и рассказывают как и чем они украсили ее для Нептуна.
2. Рассказывают рассказ по мнемотаблице и читают слова с кроссворда.
3. Показывают сокровища и рассказывают, как искали, что им помогло в поисках.
4. Рассказывают, какой эксперимент проводили, показывают моделирование «маленькими человечками».
5. Показывают заштрихованных рыбок и рассказывают, как они сравнивали рыб и ракушек по количеству.
Получают ракушки от царя Нептуна. Нептун хвалит и благодарит за помощь.
Вода - это радость Земли,
Вода - это счастье Земли,
Вода - это чудо Земли
Всегда берегите воду вы!
Если б не было воды -
Не поплыли бы корабли.
Ели б не было воды -
Рыбы жить бы не смогли.
Используемая литература.
1. Лидия Свирская. «Работа с семьей: необязательные инструкции» ЛИНКА – ПРЕСС Москва, 2007.
2. П. А. Бусырова «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей дошкольника». Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика». №8, октябрь, 2011.
3. Т. И. Петрова, Е. С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» Москва «Школьная пресса», 2005.
4. Л. Е. Белоусова. «Удивительные истории» Детство – ПРЕСС, С-Петербург, 2000
5. Лидия Свирская. «Утро радостных встреч» Москва, ЛИНКА -ПРЕСС, 2010.
6. Е. г. Юдина. Программа «Югорский трамплин». Ханты – Мансийск – Москва, 2010