Марина Истрашкина
«Путешествие на волшебную полянку». Развитие лексико-грамматических средств по теме «Полевые цветы»
▼ Скачать
Конспект занятия
«Путешествие на волшебную полянку».
Развитие словаря по теме «Полевые цветы».
Составление описательного рассказа о лютике.
Тип занятия: фронтальное.
Вид занятия: лексико-грамматическое.
Рассчитано для детей 5-лет, имеющих общее недоразвитие речи. Третий период обучения.
Публикация «„Путешествие на волшебную полянку“, Развитие лексико-грамматических средств по теме „Полевые цветы“» размещена в разделах
Общая продолжительность занятия: 25 минут.
Цель: Совершенствование навыков составления описательного рассказа. Коррекционно-образовательные цели.
Уточнить словарь по теме «Полевые Цветы». Совершенствовать навыков деления слов на слоги. Развивать слоговую структуру слова. Коррекционно-развивающие цели.
Развивать связную речь, речевой слух, фонематические представления, общие речевые на-выки, артикуляционную, мелкую и общую моторику, чувство ритма, творческое воображение.
Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис.
Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование. Искусственные полевые цветы, предметные картинки с изображениями полевых цветов
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы отправляемся в путешествие на волшебную полянку цветов. Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Дети движутся змейкой между пенёчками и цветами, вокруг воображаемой полянки. Останавливаются. Вот и волшебная полянка. Как здесь красиво! Из-за пенёчка логопед выносит игрушку лесовичка.
Лесовичок. -Кто здесь нарушает лесной покой?
Логопед от имени ребят просит, чтобы лесовичок разрешил полюбоваться волшебной полянкой.
Лесовичок. – разрешу если ответите на мои вопросы.
-Что растет на полянке?
Дети: На полянке растут цветы.
Лесовичок: Сядьте на пенёчки. Рассмотрите цветы и отгадайте про них загадки.
2. Отгадывание загадок.
«Отгадай-ка»
Сердечко золотое
Длинный стебелёк
Белая рубашка
На лугу цветёт (ромашка)
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш).
Ах, звоночек голубой
Поиграй-ка ты со мной
Скромный полевой цветочек
Позвони мне (колокольчик)
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Белый. (одуванчик).
Солнце жжёт его макушку
Хочет сделать погремушку. (Мак)
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевовой цветочек
Синеглазый (василёчек)
Ребёнок, отгадавший загадку ставит соответствующий цветок в корзинку или вазу. (Пособие на липучках «Цветы в вазе и в корзинке»).
4. Подбор слов-эпитетов.
Лесовичок: Цветочки хотят узнать, какие «красивые» слова вы знаете о них. Какие они?
Дети: Цветочки красивые, милые, нежные, приятные, душистые, разноцветные, яркие, любимые и др.)
Логопед: Как много красивых слов вы назвали. А еще мы знаем, что слова бывают длинные и… Дети: -Короткие.
5. Деление слов на слоги. Дети ставят цветы в корзинки на которых нарисовано разное количество кружочков, соответствующее количеству слогов в слове.
6. Физкультурная минутка
Лесовичок предлагает провести физминутку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь,
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели –встали, сели-встали
И на мести поскакали.
7. Составление описательного рассказа о лютике.
Логопед. -Ребята давайте попробуем рассказать лесовичку рассказ о цветочке.
-Чья там нежная головка
К солнцу тянется так ловко? (Лютик)
-Как называется этот цветок?
Выставляется картинка лютика.
-Какой он (Помощь-По красоте? -По цвету)
-Какие у него лепестки?
-Какие листики и стебелёк?
А теперь послушайте мой рассказ о лютике.
Это лютик. Он красивый, золотистый.
У него жёлтые лепестки, резные листочки и тонкий стебелёк.
Итак, сначала вы назовёте цветок, потом расскажите о том, какой он затем опишите его, какие у него лепестки, стебель, листики.
8. Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения.
Содержание упражнений Выполняемые иупражнения.
Вырос высокий цветок на полянке Ладони поднять пальцами вверх. Прижать друг к другу.
Утром весенним раскрась лепестки Развести пальцы и слегка развести их.
Всем лепесткам красоту и питанье Ритмично разводят пальцы в стороны и сводить вместе.
Дружно дают под землёй корешки Ладони опустить вниз и тыльной сторной прижать друг к другу, а пальцы развести.
9. Разрезные картинки «Полевые цветы».
Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение словаря по теме «Полевые цветы».
Логопед раздает детям конверты с картинками.
Логопед. Достаньте картинки, рассмотрите и назовите их.
Дети. Ромашка, колокольчик, василек, незабудка.
Логопед. Положите картинки перед собой. Достаньте части разрезанных картинок, сложите такие же картинки, как те, что вы назвали.
Дети собирают картинки.
Логопед. Молодцы. А теперь расскажите о цветах. Какие они?
1-й ребенок. Ромашка белая, красивая.
2-й ребенок. Колокольчик синий, маленький.
3-й ребенок. Василек синий, резной.
4-й ребенок. Незабудка голубая, нежная.
Логопед. Хорошо. А теперь давайте перечислим, что можно делать с полевыми цветами.
Дети. На них можно смотреть. Их можно собирать, рисовать, нюхать, дарить маме.
10. Анализ и итог занятия.