Лидия Лукьянова
Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа «Груша»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая цель: Формирование навыков описательной речи на материале темы «Фрукты»
Задачи:
•Учить составлять описательный рассказ о предмете (груша).
•Уточнить представления о фруктах.
•Учить выделять в фруктах определённые свойства.
•Расширять словарь прилагательных по теме «Фрукты».
•Формировать у детей навык образования отыменных прилагательных и согласование прилагательных с существительными.
•Формировать грамматические категории существительного родительного падежа множественного числа.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Составление описательного рассказа „Груша“» размещена в разделах
- Груша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
•Корригировать и развивать связную устную описательную речь, грамматический строй речи, зрительное и тактильно – двигательное восприятие.
•Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, внимательное отношение к окружающим.
Оборудование: дерево с кармашками, картинки фруктов, мешочек с фруктами, схемы для составления описательного рассказа «Фрукты» (по Т. А. Ткаченко, кукла Маша.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. «Улыбнись другу».
2. Речевое общение.
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Давайте поздороваемся.
- Здравствуй.
- Ребята, а вы знаете, как её зовут?
- Давайте спросим. (Спрашивают)
- Маша.
3. Проблемная ситуация.
- Маша пришла с корзинкой. Но она почему то пустая. Давайте узнаем почему? (Узнают)
- У меня на дереве выросло много фруктов. Но я одна не смогу их собрать. Поможете мне? (дети соглашаются)
4. Лексико-грамматическое упражнение «Машин сад»
(в кармашки дерева дефектолог вставляет карточки с изображением различных фруктов) Дети комментируют действия педагога, говоря: «У Маши на дереве вырос лимон», «У Маши на дереве выросло яблоко» и т. д. Затем дефектолог собирает фрукты с дерева и кладёт их Маше в корзинку, а дети комментируют действия педагога «Маша собрала с дерева много фруктов»
- Что можно приготовить из этих фруктов? (компот, варенье, сок, начинку для пирога и т. д.)
5. Лексико-грамматическое упражнение «Угадай по описанию»
- А теперь Маша хочет с вами поиграть. Она будет доставать из мешочка, не показывая их, и показывает о каждом, а вы должны догадаться, что у неё в руке. Внимательно слушайте.
- Он длинный, большой, жёлтый. Что это?
- Она круглая, маленькая, синяя, сладкая. Что это?
- Он круглый, большой, оранжевый. Что это?
- Оно круглое, большое, красное, сладкое. Что это?
- Ребята, давайте скажем большое спасибо Маше за фрукты и попрощаемся с ней.
6. Физкультурная пауза
Мы сегодня в сад пойдём,
Фрукты разные найдём дети шагают на месте
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать: хлопают в ладоши
Груши, яблоки и сливы, указательным пальцем правой руки по очереди загибают пальцы на левой руке
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать, поднимают по очереди то правую, то левую руку, как будто срывая плоды с дерева.
Всех знакомых угощать. протягивают руки вперёд ладонями вверх
На носочки поднимись встают на цыпочки
И до ветки дотянись, поднимают руки вверх
Веточку нагни, опускают руки, встают на полную ступню
Спелых яблочек сорви. делают хватательные движения руками
7. Составление описательного рассказа. Лексико-грамматическое упражнение «В магазине фруктов»
- Ребята, давайте с вами поиграем в игру. Представьте, что я буду продавец, а вы покупатели. Вы пришли в магазин и должны объяснить, что хотите купить.
- Здравствуйте.
- Здравствуйте. Что хочешь купить?
1. Составление описательного рассказа педагогом (с выставлением схем): «Я хочу купить грушу. Она растёт на дереве в саду. Она большая, сладкая, треугольной формы, жёлтого цвета. Из него можно приготовить грушевый сок, грушевое варенье, грушевую начинку для пирога»
2. Составление описательного рассказа детьми (с выставлением схем, по плану:
1. Что это?
2. Где растёт?
3. Какой на вкус?
4. Какой формы?
5. Какого цвета?
6. Что можно из него приготовить?
8. Итог занятия
- Ребята, кто к нам приходил в гости? Что мы делали с Машей? Что она нам принесла? Что мы ещё делали на занятии? Какой фрукт вы купили? Что из него можно подготовить?
9. Анализ деятельности детей через уголок речевого общения.
- Как вы сегодня занимались на занятии?