Елена Колесник
«Путешествие двух клоунов». Совместная деятельность педагога с детьми по синтезу музыки и живописи
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по теме: "Музыка и живопись"
«ПУТЕШЕСТВИЕ ДВУХ КЛОУНОВ»
Цель:
Дать понять, что линия, цвет, ритм и силуэт в соединении с музыкой и пластическими движениями помогают более полному раскрытию живописного произведения.
Предварительная работа:
Данное занятие завершает тему "Нарисуем музыку" и обобщает полученные знания детей после проведения следующих занятий:
1. "Музыка цвета"
Публикация «„Путешествие двух клоунов“, Совместная деятельность педагога с детьми по синтезу музыки и живописи» размещена в разделах
- Клоун. Веселые клоуны в публикациях на МААМ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
2. "Музыка линий"
3. "Музыка и образы"
4, "Ритм и музыка"
5, "Ритм и пластика человека"
6. "Ритм и пластика животных"
7. "Композиция в музыке"
Материал к занятию:
а) Слайды: I. В,М. Васнецов "Витязь на распутье"
2. Н. Н. Ге "Закат на море в Ливорно"
3. М. А. Врубель "Царевна-Лебедь"
4. Е. И. Чарушин "Тигренок"
5. М. Нестеров "Ранняя весна"
6. Пейзаж с деревом (Фото)
7. Ива (Фото)
8. Мильфлер в природе (фото}
9. Бабочка Крапивница
10. Бабочка Папилио Меленок
11. Уголок им. А. Дурова в Москве
б) Силуэты и изображения двух клоунов
в) Разноцветные лоскутки
г) Четыре карточки со следами зверей: пингвина, зайца, тигренка, лисицы.
Музыкальный ряд :
1. Д. Кабалевский "Клоуны"
2. Грам. запись "Северный олень"
3. Ф. Лист Концертный этюд (ре-бемоль мажор)
4. Ф. Шопен Этюд (до-минор № 24)
5. К. Сен-Санс "Лебедь"
6. И. Штраус "Полька"
7. П. Чайковский Отрывок из балета "Спящая красавица"
8. И. Лунаевский "Выходной марш"
Активизация словарного запаса:
Силуэт, цветовая гамма, колорит, скульптурные украшения,
архитектор и т. д.
Ход занятия:
— Друзья мои! Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие в мир музыки и живописи. Путешествовать мы будем не одни, а вот с кем, попробуйте догадаться.
— Кто же это? (клоуны)
— Как догадались? Ведь мы видим не сами изображения, а. (силуэты)
Этих клоунов заколдовал злой волшебник. Он превратил их в невидимок и забросил в чужедальнюю страну. Мы должны помочь им найти дорогу домой, в их родной, любимый цирк, По дороге придется выполнять трудные и интересные задания.
Наша первая задача, расколдовать клоунов, то есть оживить.
Но какими они были, мы не знаем, а поможет нам музыка. Давайте послушаем, какими цветами говорит музыка.
1. Веселая, радостная, озорная — красная, желтая, оранжевая, зеленая, голубая и т, д.
2, Грустная, печальная, спокойная, тихая — серый, синий, фиолетовый, коричневый, зеленый.
— Посмотрим, смогли ли мы расколдовать наших клоунов. Повторяйте за мной волшебные слова и если все верно, то они оживут:
"Раз, два, три, четыре, пять — появитесь клоуны опять!"
Один клоун получился ярко одетым, с улыбкой на лице, вероятно, характер у него тоже такой же веселый и радостный, как его костюм.
Второй — более спокойный, немного грустный, печальный, даже костюм у него мрачный, неинтересный.
Назовем веселого — Смешилка, грустного — Грустилка.
Отправимся вместе с клоунами в путь!
Не прошли мы и ста шагов, как оказались на развилке трех дорог и увидели.
Слайд 1
— Кто же это? (Богатырь на коне)
— Какой это богатырь? Долго ли он тут стоит? Что он делает?
(Он читает на камне слова)
Написаны на камне такие слова:
«Налево пойдешь — в сонное царство попадешь,
Направо пойдешь — веселые приключения найдешь,
Прямо пойдешь — ждет тебя погибель,
Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному»
— Какой путь выбрал богатырь? (Поехал прямо)
— Как нам это показал художник? Можно ли не словами, а цветом показать, что ждет наших героев на каждой из дорог?
Давайте из наших разноцветных лоскутков выложим на этих белых листах бумаги три царства:
- сонное царство
- веселое государство
- страшную дорогу, злую страну, где ждет наших клоунов погибель.
Молодцы! Справились с заданием. Выбрали наши клоуны дорогу, где ждали их веселые приключения и зашагали по ней весело. "Веселый марш"
Пока не добрались до берега моря.
Слайд 2.
Внимательно посмотрите на слайд и послушайте две мелодии.
— Какая из мелодий по своему характеру подходит к данному слайду'?
— Какое это море?
1. Ласковое, нежное;
2. Грозное, шумное, бурное.
Стали клоуны думать, как бы им перебраться на другой берег, но тут из воды появилась…
Слайд 3.
— Как вы думаете, кто это? (царевна-Лебедь)
— Какая она? В какой цветовой гамме написана эта картина?
Плывет по воде, крыльями машет.
— Как она плывет, быстро двигаясь или медленно? Покажите пластически движения царевны.
Помогла клоунам Царевна -Лебедь на другой берегперебраться. Смотрят они, а кругом место пустынное, ни души. Куда идти, не знают.
Вдруг откуда-то выбежал.
Слайд 4
— Кто это такой? (тигренок)
— Какой это тигренок? (мэленький, пушистый, сердитый, немного злой)
— Почему вы так решили? Как художник сумел передать нам его характер?
— Подходят ли к нему слова;
"Вы не стойте слишком близко,
Я тигренок, а не киска".
Следующее испытание такое: нужно отыскать следы тигренка на песке. Эти следы приведут нас в лес, а там увидим, что дальше будет.
— Какие же из представленных четырех видов следов тигриные?
— Как тигренок двигается? (мягко ступая, крадется на пушистых лапках)
Пошли клоуны по следам и оказались в таинственном сказочном, загадочном лесу. Смотрят, около воды тонкие березки стоят и похожи они на.
Слайд 5.
(на девушек в белых длинных платьях)
Вдалеке высокий широкий дуб растет и похож он на.
Слайд 6.
(сильного могучего богатыря)
— А это что на дерево? На кого оно похоже?
Слайд 7.
Корявое, старое, со множеством стволов, оно похоже на.
(осьминога или огромного паука)
Оказалось, что дерево это не простое, а волшебное. Тот, кто вокруг него обойдет, окажется на родимой сторонушке. Так наши клоуны и сделали, и оказались на полянке среди прекрасных цветов.
Слайд 8.
Смотрите, как красиво! На фоне зеленой сочной травы ярко выделяются красные тюльпаны. А над цветами летает множество разноцветных, удивительных бабочек. Рассмотрим некоторых из них.
1. Яркая, нарядная, веселая, трудолюбивая бабочка — это видно по цвету и форме крыльев.
Слайд 9.
2. Важная, гордая, величавая — царица ночи с необычайной и изысканной формой крыльев.
Слайд 1О.
Сейчас прозвучит мелодия, а вы попробуйте отгадать, к какой из бабочек она подходит. Попробуйте пластически передать характер каждой их них. Наконец, на краю поляны увидели Смешилка и Грустилка здание родного цирка.
Слайд 11.
Посмотрите, какое оно необычное! У него интересная круглая форма и множество скульптурных украшений.
— Кто мог придумать такое сооружение? (талантливый архитектор). Вдруг клоуны услышали музыку — это началось представление в цирке и они поспешили на арену.
Звучит "Выходной марш" И. Дунаевского
Педагог читает стихи :
"Огни,горите ярче,
Пылайте,щеки жарче,
И музыка торжественней звучи!
Одни другим на сцену
На желтую арену
Веселые выходят циркачи.
Как кукла размалеван
Смеется рыжий клоун
И вместе с ним хохочут все кругом
И рвутся взрывы смеха,
Как радостное эхо,
Под круглым и высоким потолком!"
Вот мы и справились со всеми заданиями, вернули клоунов в цирк.
Мы много нового увидели и узнали сегодня. На этом наше путешествие заканчивается. Попрощаемся с гостями и пригласим их к нам еще раз.