Ксения Елькина
«Психология детей и безопасность дорожного движения». Рекомендации родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Как показывают результаты исследований, требования, предъявляемые современным дорожным движением, особенно в городах, бывают слишком трудны для ребенка с учетом его психофизиологического развития. Большая, чем у взрослых, уязвимость детей в дорожном движении объясняется в значительной степени их психологическими особенностями.
Публикация «„Психология детей и безопасность дорожного движения“, Рекомендации родителям» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Ребенок - это не взрослый в миниатюре, физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности. Обзор окружающей обстановки у ребенка ограничен из-за его небольшого роста, да и он сам может быть не виден водителям за стоящими и двигающимися транспортными средствами, что также увеличивает риск вовлечения в ДТП. Ребенок не всегда способен понимать символику дорожных знаков и сигналов.
Другая негативная особенность психофизического развития детей - трудность идентификации звуков. Даже имеющий хороший слух ребенок не всегда может различить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.
Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортных ситуаций, формируются постепенно. Например, шестилетний ребенок одним взглядом может охватить из множества элементов дорожно-транспортной ситуации в лучшем случае не более двух-трех. Результаты опроса детей от 4 до 6 лет показали, что 54% четырехлетних, 45% пятилетних и 32% шестилетних уверены в возможности мгновенной остановки автомобиля в случае опасности.
Дети иначе переходят дорогу, чем взрослые. Последние, например, подходя по тротуару к краю проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают дорожно-транспортную ситуацию; дети же, только подойдя к самому краю дороги, начинают наблюдения. Следует отметить, что детям трудно одновременно совершать переход и осуществлять наблюдение со стороны, поэтому фактор риска возрастает. В то же время 50% матерей считают, что их 5-6-летние дети могут самостоятельно переходить улицу с достаточно интенсивным движением. За этой цифрой кроется непонимание родителями всей ответственности за поведение ребенка на дороге.
На детей сильно воздействуют эмоции. Под влиянием чувства радости, удивления или интереса они забывают о движущихся автомобилях и об опасности, которой подвергаются. Известен случай, когда 6-летняя девочка, которая хорошо знала, как следует переходить дорогу, и безошибочно отвечала на вопросы, касающиеся правил поведения на улице, увидев на противоположной стороне дороги воспитательницу, бросилась ей навстречу, и только благодаря своевременной реакции водителя удалось избежать ДТП.
Необходимо помнить, что привычка выбегать из-за предмета, мешающего обзору, не посмотрев, что находится за ним, формируется у детей незаметно еще в раннем возрасте. Играя, ребенок часто выбегает из-за углов, дверей, мебели - возникает опасный отрицательный навык, с которым маленький пешеход включается в самостоятельную жизнь на городских улицах. Конечно, не каждый случай, когда ребенок перебегает улицу, создает на дорогах опасную ситуацию, но такие действия не воспринимаются ребенком как ошибка, неправильный навык закрепляется и в дальнейшем будет повторяться, если на это не обратят внимания взрослые.
Большое влияние на поведение детей на улице оказывает окружение, в котором они находятся. По данным статистики, около трети всех ДТП с участием дошкольников произошли при сопровождении их взрослыми. Одна из причин этого - то, что дети находятся под присмотром лиц старшего возраста, которые не в состоянии сдерживать их подвижность. Нельзя не учитывать также, что на остановках транспорта детям быстро надоедает стоять и ждать, они ищут себе забаву и могут неожиданно выбежать на проезжую часть.
Есть особенности в восприятии ребенком потока машин. Водитель, который приближается к стоящим на разделительной линии детям, например, четвертым или пятым, воспринимает ситуацию менее опасной, чем водитель, приближающийся к ним первым: ведь дети стояли, пропуская транспорт, значит, будут стоять и дальше - и этот четвертый или пятый расслабляется. А для ребенка в этой ситуации каждая пропущенная машина - трудная победа над своим желанием не ждать и перебежать улицу.
У детей очень распространено мнение о гарантированной безопасности при пересечении дороги по "зебре" или о необходимости быстрого перехода дороги. Важно, чтобы при обучении детей у них не сложилось неверное представление в этих вопросах.
Известно, что дети любят подражать взрослым. Взрослый - эталон поведения для ребенка, и особую роль для него играет родительский пример. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или пойти на красный сигнал светофора - и при первом же удобном случае, оставшись один, он повторит то же самое.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Чему же надо научить своих детей :
- переходить улицу под прямым углом там и тогда, где и когда это разрешено;
- идти по улице шагом, а не бежать, не спешить;
- уступать дорогу транспорту, не стараться перебежать улицу перед приближающейся машиной;
- ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, а там, где нет тротуаров, - по левому краю дороги (обочине, т. е. навстречу движению транспорта;
- понимать опасность игр и шалостей на дороге, иметь правильное представление о героизме, храбрости, мужестве;
- пользоваться общественным транспортом.