Нина Федорова
Психологические условия развития толерантного поведения педагога
▼ Скачать
Психологические условия развития толерантного поведения педагога
Толерантность как никогда ранее, важна в современном мире,
Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности граждан, быстрого развития коммуникации,интеграции и взаимозависимости людей в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, убранизации и преобразования социальных структур.
Публикация «Психологические условия развития толерантного поведения педагога» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
В детских садах,школах, в рамках не формального образования,дома и на работе необходимо укреплять дух.
В профессиональной педагогической деятельности педагога толерантность проявляется в выдержке и самообладании.
Профессионал всегда, даже при самых неожиданных педагогических ситуациях (а их бывает немало в педагогической деятельности)обязан сохранить самообладание,толерантность. Никаких срывов,растерянности и
беспомощности воспитателя дети не должны чувствовать и видеть. "Ещё А. С. Макаренко указывал,что учитель без тормозов -испорченная неуправляемая машина. Нужно это помнить постоянно,контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на детей, не нервничать по пустякам. "
Все эти качества относятся к профессионально необходимому личностному качеству педагога-толерантности.
Толерантность выражается в душевной чуткости педагога,которая является своеобразным барометром,позволяющим ему чувствовать состояние детей,их настроение, вовремя приходить на помощь тем кто в ней больше всего нуждается.
Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, Какой он есть. Толерантный педагог,благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к детям,добивается большей результативности.
В отечественной психологии толерантность,как феномен изучается сравнительно недавно. Понимание толерантности как уважения и признания равенства,отказа от доминирования и насилия,признания многомерности и многообразия человеческой культуры.
Все личностные качества, определяющие толерантность,толерантное поведение и толерантные отношения,являются профессионально важными качествами педагога,а также психологическими условиями развития толерантности и толерантного поведения педагога.
Психологическими условиями,эффективно влияющим на развитие толерантности и толерантного поведения являются;
-сформированность направленности личности, определяющая систему мотивов,установок, ценностных ориентаций, интересов, идей личности, признающей толерантность как гуманистическую ценность;
-реализация индивидуального подхода в коррекционно- развивающей работы по развитию толерантности личности;
-формирование готовности индивида к проявлению эмоциональной устойчивости,эмпатии, ассертивности на основе понимания и принятия
других,проявлению выдержки,самообладания,самоконтроля в любой коммуникативной ситуации;
-благоприятный психологический климат в коллективе,формирующийся с учётом психологической совместимости его членов;
_владение педагогом основами филосовско - этических учений, гуманистической психологии.
Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким какой он есть. Толерантный педагог,благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к детям,добивается большей результативности.
На уровне индивида основами внутренних психологических условий, необходимых для проявления толерантности и толерантного поведения являются потребности в безопасности признании окружающими,а также наличие психических свойств, определяющих эмоциональную устойчивость.
На личном уровне основами внутренних психологических условий, обеспечивающих толерантность и толерантное поведение педагога,являются черты личности, проявляющиеся во взаимоотношениях людей, в отношении к себе и окружающей природе. При этом мы учитываем, что личностные черты формируются на основе индивидуально-типологических особенностей человека.
Мы не сможем в одночасье сделать толерантным не свое поведение,ни поведения других людей, и не надо корить себя за это.
Однако важен даже маленький шаг в этом направлении, Важно не только, что вы вынесите в реальную жизнь, ка изменятся ваши отношения с людьми.
Любите друг друга и учитесь прощать!
Список литературы;
Левченко Е. Г. Формирование толерантности личности; Методическое пособие- Братск.
Левченко Е. Г. Формирование толерантности педагога; психологические рекомендации. _ Томск 2006
Аболин А. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань. 1987
Василюк Ф. Е. Психология переживания Москва 1987