Жанна Силаганова
Тренинг для педагогов «Психофизиологический резерв человека через формирование здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психофизиологический резерв человека через формирование здорового образа жизни».
11.11.2019
МБДОУ детский сад – ясли «Орлёнок»
Педагог – психолог Силаганова Ж. А
Представьте себе, что вы стоите перед дверью ведущей в неведомое. Вы утомлены, раздражены ваши мышцы напряжены. И от того вам ваша жизнь кажется беспросветной, все ситуации тупиковыми. Все ещё мгновение вы протягиваете руку и … И открываете дверь. Что это? Перед вами мерцающий звездный ковер. Вы осторожно делаете шаг и разноцветный ливень обрушивается на вас сверху: тысячи звездочек –капелек касаются вашего лица стекают на руки и дальше по телу – к ногам. Вы идете по тропе к высокой колонне, внутри которой бурлят и переливаются всеми цветами радуги живые пузырьки. И в этой круговерти вдруг возникает знакомое лицо и машет вам рукой. Вам дышится легко и свободно ибо воздух в это волшебной наполненной мягким светом комнате комфортно – влажный. Вы опускаетесь на мягкий пуфик и чувствуете как он принимает форму вашего тела. Тихая спокойная музыка наполняет вас. Вам хорошо, уютно. Уходят тревоги страхи напряжение сменяется полным покоем. Вы расслаблены. Где – то сверху вы слышите звон колокольчика он оповещает что пора возвращаться назад. Открываем глаза.
Публикация «Тренинг для педагогов „Психофизиологический резерв человека через формирование здорового образа жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
-Встаньте те у кого в этом месяце день рождение
- Кто утром плотно позавтракал
- кто тоскует по морю и песку
- те кто готов работать в нашей команде. (Отлично)
(слайд1)Тема которую мне бы хотелось осветить это «Психофизиологический резерв человека через формирование здорового образа жизни».
В условиях современного российского общества как никогда важно эффективное использование методов и средств сохранения и укрепления здоровья для максимально полной реализации возможностей человекакак в личной так и профессиональной сферах деятельности.
Формирование здорового образа жизни является сложной, многоаспектной и междисциплинарной проблемой. С психологической точки зрения проблема здорового образа жизни освещается через понятие «внутренней картины здоровья» - представления о своем физическом состоянии, сопровождающимся своеобразным эмоциональным, чувственным фоном, угрожающих здоровью факторах, способах его сохранения и возвращения. Внутренняя картина здоровья является сложноорганизованной системой, включающей в себя несколько компонентов:
1. телесный – ощущение физического комфорта или дискомфорта;
2. эмоциональный – переживания и чувства человека, связанные с состоянием здоровья;
3. когнитивный – знания человека о своем здоровье, о его роли в жизни, знание основных факторов, укрепляющих и повреждающих здоровье;
4. мотивационный или поведенческий – актуализация деятельности человека по сохранению здоровья. Мотивационный компонент внутренней картины здоровья опосредуется ценностью здоровья и определяет образ жизни, направленный или на сохранение, или на разрушение здоровья.
Становление субъективного отражения соматического и психического благополучия происходит постепенно в процессе онтогенеза. Поэтому на всех этапах развития человека необходимо содействовать формированию правильного отношения к здоровью и болезни. В детском и подростковом возрасте важно большое внимание уделять не только болезненным ощущениям, но и тем чувственным переживаниям, которые ребенок испытывает в обычной жизни, тем самым формируя положительное отношение к своему соматическому благополучию.
Таким образом, в настоящее время здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, в структуре которого можно выделить следующие компоненты: Физический – предполагает соматический аспект рассмотрения здоровья, обращается к организмическому уровню.
Психический – включает представление о душевном здоровье, рассматриваемом как отсутствие психопатологических проявлений
Социальный – предполагает рассмотрение социальных факторов как формирующих представления о здоровье;
Психологический, духовный – включает здоровье как индивидуально-психологический феномен и опосредуется системой ценностей личности, в т. ч. морально-нравственными и религиозными.
Интегрированность личности, т. е. ее целостность, проходит путь от самого нижнего уровня: адаптированности, к среднему уровню – психологической устойчивости, до высшего уровня – гармонии личности.
И чтобы личность была гармоничной небольшой ликбез по основным моментам психологического здоровья.
- Сколько эмоций вы знаете? (их намного больше (СЛАЙД 2)
- А самые яркие эмоции мы испытываем чаше всего какие? (ответы)
Вот именно они зачастую и подкашивают наше здоровье. И чтобы не попадать в различные неприятные ситуации и не мучиться от истощения сил важно уметь владеть собой и в первую очередь держать под контролем свои эмоции. Если с радостью мы умеем справляться тогнев, ненависть, злость это другое. Как быть подавить в себе или же вылить на кого – то.
- Как думаете? Ваши версии. (Оба варианта имеют недостатки)
Если подавите в себе выйдите на аутоагрессию. Эта агрессия имеет отражение в телесной боли, и вы будете развивать у себя психосоматическое расстройство и тот орган который слабый в следствии такого поведения даст сбой.
Второй момент (срыв на близких) Кому в семье хочется жить с человеком- вулканом, жить как на иголках никому. В итоге такой человек начинает получать отторжение от своих близких.
Самый лучший вариант это третий – уйти от невроза.
Тело и психика связаны, как попугаи-неразлучники. Каждое изменение внутри находит отражение снаружи. И, наоборот, всё внешнее оборачивается внутренним состоянием. В ответ на любой стрессовый раздражитель тело отвечает защитной реакцией – мышечным напряжением. Тело напрягается, душа расслабляется. Если эти ситуации носят характер редких вспышек, то для организма всё проходит благополучно.
Процессы в организме протекают слаженно, ритмично, чётко регулируются центральной нервной системой.
Но человек существует на фоне хронической усталости, раздражения, неясного беспокойства и тревоги. И когда нервная система подвергается постоянным атакам. Срабатывает внутренний тормоз, и организм, оставшийся без главного координатора (нервной системы, начинает медленно разваливаться. В следствии наш организм на любой стресс реагирует остро. Все системы и органы перестают работать в правильном режиме. А как сделать чтобы они работали правильно? (варианты)
Не залипайте на своих переживаниях. Переключайте внимание. Тренируйте волю. С делайте так чтобы в вашей голове была другая доминанта.
Я вам сейчас предлагаю выбрать карточки:
Упражнение «Ваше настроение» (СЛАЙД 3)
Цель: установить контакт с педагогами, снять напряжение.
Материалы: цветные карточки (по нескольку штук одного цвета).
Инструкция: чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, какой больше нравится в этот момент.
Далее ведущий трактует значение цвета (Приложение 1).
Рефлексия: предлагаю подумать, чем вызвано такое настроение. Желающим можно высказаться.
Упражнение «Калоши счастья» (СЛАЙД4)
Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном, карточки с ситуациями (Приложение 3).
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.
Рефлексия. Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Подводя итог уважаемые коллеги посмотрите как только вы сменили доменанту и объединились одной мыслью ваше настроение эмоции и самочувствие соответственно пошло по шкале вверх.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизиологических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Здоровье — самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Если мы взрослые научимся правильно сохранять свое психическое и физическое здоровье и научить этому детей на своем примере, то последующее поколение будет более грамотное и более здоровое.
Приложение 1.
Карточки «Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Приложение 2.
Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья» :
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
• Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
• В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.
• Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой.
• Это хорошая возможность освоить новые методы работы.
На работе задержали зарплату.
• Можно сэкономить на чем-то.
• Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу вы сломали каблук.
• Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство ваших учеников воспитанников показали слабые результаты мониторинга.
• Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
• Хороший повод отдохнуть.
• Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вас бросил муж.
• Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
• Больше времени на хобби.
Вы попали под сокращение.
• Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
• Новый коллектив, новые перспективы.