МААМ-картинки

Производственная практика студентов-логопедов: формирование и решение коррекционно-педагогических задач урока

Ефимочкина Наталья
Производственная практика студентов-логопедов: формирование и решение коррекционно-педагогических задач урока
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на Круглом столе

Ефимочкина Наталья Дмитриевна, учитель-логопед ОГБОУ "Школа № 10" г. Рязани.

«Практика – дело особое, её вместе с книгами не купишь. Иначе эти книги шли бы нарасхват».

Ирвинг Стоун

Своё выступление я хотела бы начать именно с этих слов. Как здорово было бы, если мы, закончив обучение в институте, сразу владели всеми приёмами и методами обучения и воспитания. Ведь каждый из нас сталкивался с трудными или порой противоречивыми ситуациями в работе. Именно производственная практика в годы учёбы даёт представление о специфике будущей профессии.

Публикация «Производственная практика студентов-логопедов: формирование и решение коррекционно-педагогических задач урока» размещена в разделах

Каждый год к нам в школу приходят студенты-логопеды факультета коррекционной педагогики университета имени С. А. Есенина. Целью такой практики является овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях образовательного учреждения для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР).

Во время проведения практики нам было важно осветить систему логопедической помощи, те специальные методы и приёмы воздействия на детей с ТНР, продемонстрировать структуру урока и поставленные перед педагогами задачи.

Мы указали, что обязательным является наличие в школе нескольких логопедов, педагога-психолога и социального педагога.

Также мы описали специфику образовательных программ. В нашей школе дети обучаются по адаптированным основным образовательным программам начального и общего образования.

Только в нашей школе студенты-логопеды могут в полной мере увидеть особенности обучения и воспитания детей школьного возраста с ТНР и подростков с ТНР.

Одним из основополагающих принципов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является применение дифференцированного и индивидуального подхода в работе. Осуществление данного принципа возможно, только если учитель способен осознать возможности ребёнка, особенности его речевого, психофизического и эмоционально-волевого развития, а также определять зону его ближайшего и актуального развития. Эту способность невозможно развить, основываясь только на теоретических знаниях. Только в практике эта способность совершенствуется и повышает качество работы.

Просмотр студентами не только логопедических занятий, но и уроков позволяет оценить разницу в обучении детей в массовой и специальной школе. Ведь в специальной школе решение коррекционных задач осуществляется не только логопедами и психологами, но и учителями начальных классов и учителями-предметниками.

Каждый учитель в нашей школе помимо стандартных образовательных задач ставит перед собой и такие специфические как:

- коррекция личностных качеств;

- коррекция познавательных возможностей;

- формирование и развитие коммуникативной функции речи;

- коррекция сенсорных и двигательных недостатков;

- развитие высших психических функций;

- коррекция общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

- коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности;

- подготовка к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.

Например, на уроке математики от учащихся требуется умение логически рассуждать, то есть наиболее активно будет работать мыслительная деятельность, процессы анализа, синтеза, классификация и сравнения. Педагог проводит коррекцию аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого.

На уроке чтения (пересказ текста) от учащихся требуется умение запоминать текст и воспроизводить его. Значит, здесь нужно активизировать процессы запоминания и воспроизведения вербальной памяти. Урок чтения требует также хорошей работы зрительного и слухового анализаторов, так как через них поступает основной объем информации. А эти процессы являются одними из наиболее нарушенных.

На уроках развития речи от учащихся требуется внимание и сосредоточенность, значит, коррекционная работа направлена на восприятие и зрительную память.

Урок письма предполагает активную работу слухового, зрительного и речедвигательных анализаторов.

Во время занятий изобразительным искусством от учащихся требуется умение развивать воображение и навык работы руками. Значит, на уроке целесообразней корригировать сенсорную деятельность и мелкую моторику.

Также посещение студентами уроков позволяет создать более полное представление об особенностях детей с ОВЗ, более точно представлять картину того или иного нарушения.

В многочисленных психологических исследованиях подчеркивается тот факт, что младший школьный возраст является сензитивным для творческого воображения. Способность к фантазии помогает учащимся с речевой патологией в условиях творческого коррекционного обучения эффективно овладевать способами и средствами речи. Таким образом, у детей с дисграфией и дизорфографией воспитывается потребность излагать свои мысли, чувства на письме.

Поэтому содержание педпрактики включает в себя проведение коррекционно-развивающего мероприятия. Студенты проявляют оригинальный подход, находчивость, нестандартные приёмы.

В этом году педагогическая практика совпала с проведением Кравковской весны и Дня открытых дверей. Студенты посетили множество уроков, как в начальной, так и в основной школе. На занятиях прослеживалась динамика уровня речевого и общего развития детей в младших и старших классах. Студенты смогли оценить возможности детей к получению новых знаний, а также непосредственно работу многих педагогов. Они отметили разнообразие используемых методов и приёмов, грамотность и гибкость учителей.

Практика полезна не только студентам, но и педагогам, которые ведут практику. Так как позволяет систематично обновлять и подкреплять собственную теоретическую базу, более точно анализировать свою работу, а также почерпнуть творческое вдохновение у энергичных будущих специалистов.

Взаимодействие со студентами других специальностей позволяет взглянуть на другие аспекты работы, например, более подробно рассмотреть санитарно-гигиенические нормы и так далее.

Закончить хочется воспоминанием о своих учебных годах. Пройдя практику на школьном логопункте, в детском саду, на ПМПК и в специальной школе, я поняла, что именно последнее мне ближе всего. Успехов нам всем в работе и нелёгком коррекционно-педагогическом труде!

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении мастер-класса для студентов педагогического колледжаФотоотчет о проведении мастер-класса для студентов педагогического колледжа В рамках учебного семинара по подготовке к педагогической практике в декабре мною был проведен мастер – класс для студентов третьих курсов.

Фотозарисовка «Конкурс новогодних ёлок студентов разных факультетов»Фотозарисовка «Конкурс новогодних ёлок студентов разных факультетов» Студенческая дивная, весёлая пора Не позабудется тобою никогда. Свободный гражданин, ещё не взрослый, Ещё не мучают житейские вопросы.

Конспект урока математики «Решение задач» в 3 классе Конспект урока. Школа. МБОУ Гимназия имени Рашита Султангареева села Новотаймасово МР Куюргазинский район РБ. Автор разработки: Сарбаева.

Конспект урока математики в 4 классе «Решение задач. Закрепление пройденного» Урок математики в 4 классе Тема: Решение задач. Закрепление пройденного Цели: закрепить умения решать задачи на нахождение неизвестных по.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Конспект урока математики в 5 классе «Обучение решению задач с помощью уравнений» В рамках ФГОС особое внимание при изучении математики занимают способы организации активного обучения, например, при решении задач с помощью.

Решение основных задач на проценты (6–11 классы) Решение основных задач на процентыПроцент. Основные понятия. Процент (лат. «pro centum», — на сотню) — одна сотая доля. Обозначается знаком.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.

Совместное занятие по ручному труду детей средней группы и студентов педколледжа «Тряпичная кукла  «Отдарок на подарок»Совместное занятие по ручному труду детей средней группы и студентов педколледжа «Тряпичная кукла  «Отдарок на подарок» Цель:Создание условий для приобщения дошкольников и студентов к народному искусству, через изготовление кукол - Отдарок на подарок. Задачи:.

Видеоотчет «Решение логической задачи на занятии по ФЭМП» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент занятия по математике в старшей группе. Логическая задача по сказке Киплинга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Производственная практика студентов-логопедов: формирование и решение коррекционно-педагогических задач урока
Опубликовано: 18 декабря 2019 в 10:10
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Производственная практика студентов-логопедов: формирование и решение коррекционно-педагогических задач урока» (включая файлы) размещена пользователем Ефимочкина Наталья (УИ 1556271) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД