Ефимочкина Наталья
Производственная практика студентов-логопедов: формирование и решение коррекционно-педагогических задач урока
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на Круглом столе
Ефимочкина Наталья Дмитриевна, учитель-логопед ОГБОУ "Школа № 10" г. Рязани.
«Практика – дело особое, её вместе с книгами не купишь. Иначе эти книги шли бы нарасхват».
Ирвинг Стоун
Своё выступление я хотела бы начать именно с этих слов. Как здорово было бы, если мы, закончив обучение в институте, сразу владели всеми приёмами и методами обучения и воспитания. Ведь каждый из нас сталкивался с трудными или порой противоречивыми ситуациями в работе. Именно производственная практика в годы учёбы даёт представление о специфике будущей профессии.
Публикация «Производственная практика студентов-логопедов: формирование и решение коррекционно-педагогических задач урока» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Каждый год к нам в школу приходят студенты-логопеды факультета коррекционной педагогики университета имени С. А. Есенина. Целью такой практики является овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях образовательного учреждения для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР).
Во время проведения практики нам было важно осветить систему логопедической помощи, те специальные методы и приёмы воздействия на детей с ТНР, продемонстрировать структуру урока и поставленные перед педагогами задачи.
Мы указали, что обязательным является наличие в школе нескольких логопедов, педагога-психолога и социального педагога.
Также мы описали специфику образовательных программ. В нашей школе дети обучаются по адаптированным основным образовательным программам начального и общего образования.
Только в нашей школе студенты-логопеды могут в полной мере увидеть особенности обучения и воспитания детей школьного возраста с ТНР и подростков с ТНР.
Одним из основополагающих принципов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является применение дифференцированного и индивидуального подхода в работе. Осуществление данного принципа возможно, только если учитель способен осознать возможности ребёнка, особенности его речевого, психофизического и эмоционально-волевого развития, а также определять зону его ближайшего и актуального развития. Эту способность невозможно развить, основываясь только на теоретических знаниях. Только в практике эта способность совершенствуется и повышает качество работы.
Просмотр студентами не только логопедических занятий, но и уроков позволяет оценить разницу в обучении детей в массовой и специальной школе. Ведь в специальной школе решение коррекционных задач осуществляется не только логопедами и психологами, но и учителями начальных классов и учителями-предметниками.
Каждый учитель в нашей школе помимо стандартных образовательных задач ставит перед собой и такие специфические как:
- коррекция личностных качеств;
- коррекция познавательных возможностей;
- формирование и развитие коммуникативной функции речи;
- коррекция сенсорных и двигательных недостатков;
- развитие высших психических функций;
- коррекция общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;
- коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности;
- подготовка к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.
Например, на уроке математики от учащихся требуется умение логически рассуждать, то есть наиболее активно будет работать мыслительная деятельность, процессы анализа, синтеза, классификация и сравнения. Педагог проводит коррекцию аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого.
На уроке чтения (пересказ текста) от учащихся требуется умение запоминать текст и воспроизводить его. Значит, здесь нужно активизировать процессы запоминания и воспроизведения вербальной памяти. Урок чтения требует также хорошей работы зрительного и слухового анализаторов, так как через них поступает основной объем информации. А эти процессы являются одними из наиболее нарушенных.
На уроках развития речи от учащихся требуется внимание и сосредоточенность, значит, коррекционная работа направлена на восприятие и зрительную память.
Урок письма предполагает активную работу слухового, зрительного и речедвигательных анализаторов.
Во время занятий изобразительным искусством от учащихся требуется умение развивать воображение и навык работы руками. Значит, на уроке целесообразней корригировать сенсорную деятельность и мелкую моторику.
Также посещение студентами уроков позволяет создать более полное представление об особенностях детей с ОВЗ, более точно представлять картину того или иного нарушения.
В многочисленных психологических исследованиях подчеркивается тот факт, что младший школьный возраст является сензитивным для творческого воображения. Способность к фантазии помогает учащимся с речевой патологией в условиях творческого коррекционного обучения эффективно овладевать способами и средствами речи. Таким образом, у детей с дисграфией и дизорфографией воспитывается потребность излагать свои мысли, чувства на письме.
Поэтому содержание педпрактики включает в себя проведение коррекционно-развивающего мероприятия. Студенты проявляют оригинальный подход, находчивость, нестандартные приёмы.
В этом году педагогическая практика совпала с проведением Кравковской весны и Дня открытых дверей. Студенты посетили множество уроков, как в начальной, так и в основной школе. На занятиях прослеживалась динамика уровня речевого и общего развития детей в младших и старших классах. Студенты смогли оценить возможности детей к получению новых знаний, а также непосредственно работу многих педагогов. Они отметили разнообразие используемых методов и приёмов, грамотность и гибкость учителей.
Практика полезна не только студентам, но и педагогам, которые ведут практику. Так как позволяет систематично обновлять и подкреплять собственную теоретическую базу, более точно анализировать свою работу, а также почерпнуть творческое вдохновение у энергичных будущих специалистов.
Взаимодействие со студентами других специальностей позволяет взглянуть на другие аспекты работы, например, более подробно рассмотреть санитарно-гигиенические нормы и так далее.
Закончить хочется воспоминанием о своих учебных годах. Пройдя практику на школьном логопункте, в детском саду, на ПМПК и в специальной школе, я поняла, что именно последнее мне ближе всего. Успехов нам всем в работе и нелёгком коррекционно-педагогическом труде!