Наталья Красильникова
Консультация «Прогулка в детском саду: виды прогулок; порядок подготовки детей к прогулке; что такое спортивная прогулка»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 323»
Городского округа Самара
Консультация
«Прогулка в детском саду : виды прогулок; порядок подготовки детей к прогулке; что такое спортивная прогулка»
Подготовила педагог
Красильникова Н. В.
Публикация «Консультация „Прогулка в детском саду: виды прогулок; порядок подготовки детей к прогулке; что такое спортивная прогулка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Прогулки. Консультации
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт и дети. Консультации для родителей
- Темочки
2023 – 2024 учебный год
Гармоничное развитие детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается в различных видах детской деятельности, а также в режимных моментах. Одним из наиболее важных является прогулка- регламентированное нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 групповое пребывание детей на свежем воздухе, реализуемое с целью укрепления и сохранения здоровья.
Ежедневная организация прогулки в детском саду по ФГОС необходима для обеспечения:
• комплексного закаливающего воздействия на организм детей в природных (естественных) условиях;
• последовательного повышения уровня психофизической подготовленности дошкольников к неблагоприятным условиям внешней среды, в т. ч. воздействую болезнетворных бактерий;
• активизации подвижности, которая, в свою очередь, способствует ускорению обменных процессов, укреплению мышечной системы, улучшению аппетита, повышению внимательности;
• выработке значимых умений и навыков — ловкости, выносливости, целеустремленности;
• расширению знаний об окружающем мире, что достигается в ходе ведения трудовой, игровой, экспериментальной, исследовательской работы;
• развитию впечатлительности, готовности к коллективному взаимодействию, любознательности.
Организация прогулки в детском саду : основные требования
Рекомендуемая продолжительность прогулок (дневной, проводимой перед обедом, и вечерней, организуемой после полуденного сна) составляет 3-4 часа в день, но установление четких временных рамок остается правом ДОУ ввиду необходимости учета установленного распорядка дня, климатических условий, групп здоровья воспитанников. Независимо от регионального компонента воспитатели обязаны:
1. Обеспечивать максимально долгое (в переделах установленных временных рамок, с перерывами на прием пищи и здоровый сон) пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период времени для достижения стойкого оздоровительного эффекта.
2. В холодное время года во избежание переохлаждения систематически заводить детей на короткий обогрев (5-7 минут) в теплое помещение (отапливаемый тамбур, проверяя состояние лица и рук воспитанников, уточняя, у кого из малышей замерзли ноги.
3. Принимать во внимание возрастной фактор: прогулки с дошкольниками младше 4 лет запрещено проводить при температуре ниже -15 градусов, с детьми возраста 5-7 лет — при падении ртутного столбика до -20 и ниже. Запретом на проведение прогулок также является достижение скорости ветра 15 м/с и более. Решение о сокращении или отмене прогулок принимает заведующий по учебно-воспитательной работе в ДОУ после фактической оценки погодных условий.
Чтобы обеспечить безопасность воспитанников во время пребывания на свежем воздухе, непосредственно перед проведением прогулки в детском саду педагог осматривает групповой участок на предмет наличия опасных предметов. В ходе прогулочной активности дошкольников воспитатель обязан отслеживать:
1. Погодные условия и состояние воздуха. В случае возникновения предпосылок приближения урагана или ливня, появления запаха сторонних газов следует немедленно организовать вывод детей с участка в групповое помещение до выявления обстоятельств.
2. Положение дошкольников на участке, особенно при использовании игрового инвентаря и оборудования.
3. Уровень опасности предметов и объектов, с которыми взаимодействуют малыши. При нахождении дошколятами острых, колющих предметов и всего, что несет потенциальную опасность здоровью и жизни, необходимо в срочном порядке провести извлечение и утилизацию.
Подготовка к проведению прогулки в детском саду
Досуг дошкольников на свежем воздухе неизменно связан с необходимостью предварительной подготовки. Непосредственно перед выходом на улицу следует помочь воспитанникам выполнить простые гигиенические процедуры (посещение туалета, очищение носа, после — препроводить в раздевальную комнату. При наличии соответствующих организационных условий, к числу которых следует отнести наличие лавок, скамеек или стульчиков, сборы на улицу можно осуществлять в сжатые сроки, следуя стандартному алгоритму:
1. Воспитатель разделяет дошкольников на подгруппы, включая в первую малышей со слабо сформированными навыками самообслуживания и склонных к медлительному выполнению действий.
2. Педагог выполняет гигиенические процедуры с первой подгруппой детей и проводит их в раздевалку, помогая одеваться. В это время младший воспитатель или няня выполняют гигиенические манипуляции со второй группой дошколят.
3. Под присмотром воспитателя первая группа малышей выходит на прогулку и ожидает деток из второй подгруппы, которым помогает одеваться помощник воспитателя или няня, у входа или на участке. Воспитанники помогают педагогу выносить указанные игрушки или инвентарь, которые будут использоваться для организации трудовой, исследовательской, игровой деятельности.
Аналогичным образом организуется возвращение детей с прогулки, сразу после которой в осенне-зимний период организуется сушка одежды и обуви, летом — мытье ног. Дошкольников с ослабленным здоровьем рекомендуется выводить на свежий воздух с первой подгруппой, а заводить обратно в помещение — со второй, чтобы минимизировать интенсивность воздействия на неокрепший организм факторов окружающей среды.
При организации прогулки важно ежедневно напоминать малышам порядок надевания одежды, для наглядности целесообразно создать простые схемы и развесить их в раздевалке. При условии целевого педагогического воздействия малыши быстро учатся одеваться самостоятельно, нуждаясь в незначительной помощи со стороны взрослых — застегнуть пуговицу, повязать шарф поверх куртки или пальто. Чтобы ускорить прогресс, следует приобщать дошколят к оказанию взаимопомощи, учить вежливо указывать друг другу на допущенные недостатки и благодарить за оказанные услуги, а также проводить разъяснительные работы с родителями о важности привития навыков самообслуживания в домашних условиях.
Чтобы обеспечить малышам комфортные ощущения во время активности на свежем воздухе, важно обеспечить соблюдение требований к одежде:
1. В любое время года обувь и одежда ребенка должна соответствовать актуальным погодным условиям, не сковывать свободы движений, препятствовать перегреву или переохлаждению — это важно систематически доносить до родителей.
2. При незначительных колебаниях температуры в весенне-осенний период (+3 — -3 градуса) и отсутствии сильного ветра важно проследить, чтобы на малышах было одето три слоя одежды: первый — белье, второй — колготы и водолазка, свитер, третий — гамаши или теплые брюки, утепленная куртка, непромокаемые ботинки, шапка и шарф, перчатки.
3. При установлении минусовой температуры в пределах от -4 до -10 градусов на дошкольников надевают три слоя одежды, пуховик или теплое пальто, утепленную шапку, варежки, зимние сапоги. При более низких температурах количество слоев одежды увеличивается до четырех-пяти в зависимости от ее характеристик.
4. В летнее время малыши не допускаются на прогулку без головных уборов, выполненных из дышащих материалов и обеспечивающих достаточный уровень защиты от солнца.
Не менее важным аспектом, обеспечивающим комфорт прогулочной активности для дошколят и воспитателей, является правильная организация хранения вещей в индивидуальных шкафах. Важно доносить до воспитанников и их родителей принципы размещения одежды:
• шапка и шарф, кофты и свитера, теплые штаны и колготы складываются на верхнюю полку;
• пальто, куртка или пуховик с варежками на резинке, продетой через рукава, вешается на крючок;
• обувь, поверх которой кладутся теплые носки, размещают на нижней полке.
•
Методика проведения прогулки в ДОУ
Содержание прогулочной деятельности определяется согласно программе по ознакомлению малышей с окружающим миром и строится в рамках календарного планирования с учетом:
1. Погодных условий. В холодное время года целесообразно начинать прогулку с подвижных игр или выполнения трудовых поручений, помогающих поддерживать оптимальную температуру тела, в дождливые дни — с малоподвижных видов деятельности, позволяющих находится под крышей (игры, рассказы, наблюдения, в жаркие дни — с экспериментов с водой.
2. Предыдущих видов деятельности. Если прогулке предшествовала активная интеллектуальная работа, целесообразно предоставить дошкольникам возможности удовлетворить возрастную потребность в движении и выплеснуть эмоции во время подвижных игр. Если перед выходом на улицу дети были вовлечены в физическую или музыкальную активность, можно сразу приступить к наблюдениям, выполнению проектов, развивающим спокойным играм.
Залогом полезной и увлекательной прогулки является использование и последовательная смена структурных компонентов, представленных в таблице.
Обязательные компоненты прогулки в детском саду по ФГОС
Обязательные структурные элементы прогулки Описание и рекомендации
Наблюдение Заранее планируемая практика наблюдения за явлениями, предметами, объектами, которая может проводиться с коллективом или отдельными группами детей, является важным элементом прогулочной деятельности. Активному всестороннему развитию дошкольников способствует наблюдение за:
• объектами живой природы — растениями и птицами на участке, животными — во время прогулок за пределами ОУ;
• природными явлениями — движением облаков в разное время года, дождем, выпадением и таянием снега; трудом взрослых — дворника, водителя, строителя и т. д.
В соответствии с рекомендуемой методикой проведения прогулки в ДОУ по ФГОС наблюдения реализуются по следующему алгоритму:
1. Установление факта (облака движутся по небу).
2. Формирование связей между частями объекта.
3. Накопление впечатлений, полученных в ходе наблюдений (облака движутся друг за другом, большие облака движутся медленнее, чем маленькие).
4. Проведение сопоставлений (облака движутся при наличии ветра).
5. Подведение итогов (осенью облака двигаются стремительно, а летом — медленно).
С целью накопления у детей значимого жизненного опыта и расширения знаний об окружающем мире во время прогулки проводят разные виды наблюдений :
1. Кратковременные, призванные сформировать первичные представления о предметах и объектах (как выглядит воробей, какие звуки издает).
2. Долгосрочные, способствующие расширению имеющихся знаний (сезонные изменения лиственных деревьев, стадии роста цветка, процесс изменения снега в течение зимних месяцев).
При организации наблюдений обязательным условием является учет возрастного фактора. С младшими дошкольниками, для которых характерна значительная рассеянность внимания, наблюдения проводят в течение 7-10 минут, с воспитанниками старшей и подготовительных групп — 15-25. Созерцание окружающей природы осуществляется ежедневно, с обязательной сменой объектов наблюдения и длительности данного вида активности для поддержания высокой заинтересованности малышей.
Двигательная активность (спортивные и подвижные игры) С целью сохранения и укрепления детского здоровья, профилактики интеллектуального напряжения и формирования моральных качеств при организации прогулки в детском саду значительное место отводят игровой активности, а именно:
• подвижным играм, связанным с бегом, прыжками, метанием предметом, обходом препятствий, удержанием равновесия;
• народным играм;
• играм с элементами спортивной активности (эстафеты, городки, ведение мяча по правилам баскетбола);
• играм с водой;
• малоподвижным играм с интеллектуальной составляющей (угадывание предмета по описанию, поиск общих характеристик).
Чтобы обеспечить максимальную активность воспитанников, содержание двигательной активности подбирают с учетом возрастных умений:
• с детьми младшей группы рекомендуется проводить игры с текстовым сопровождением, предусматривающие повторение однотипных действий;
• средняя группа — ролевые игры с предварительной подготовкой;
• старшая и подготовительная группа — спортивные соревнования, эстафеты, сюжетно-развлекательные игры.
Индивидуальная работа по различным направлениям развития С целью обеспечения оптимальных условий для гармоничного возрастного развития во время прогулки воспитатель проводит непродолжительные индивидуальные занятия познавательной, логопедической, физической, социально-личностной направленности.
Индивидуальная работа с воспитанниками отражается в индивидуальном плане, она может включать беседы, игры с различными предметами, разучивание скороговорок, выполнение упражнений для развития ловкости, внимательности, равновесия. Материалы и оборудование, необходимые для ведения индивидуальной педагогической работы, воспитатель готовит заблаговременно.
Трудовая деятельность При условии, что трудовые поручения являются посильными, увлекательными и разнообразными, данный вид деятельности помогает сплотить детский коллектив, развить значимые навыки — целеустремленность, готовность к взаимопомощи, ответственность, инициативность.
Трудовая деятельность во время прогулки может организовываться через:
• выполнение индивидуальных трудовых поручений — данная форма работы требует времени, но подходит для малышей всех возрастных групп;
• работу в группах;
• коллективный труд.
Трудовая активность в группах детского сада реализуется с учетом возраста
Самостоятельная активность Самостоятельная прогулочная деятельность детей организуется под контролем воспитателя при полном обеспечении безопасности. Данный элемент прогулки способствует формированию инициативности, коммуникативных навыков, использованию различных видов пособий с учетом их назначения.
Следует отметить, что во время ведения прогулочной деятельности педагогу важно уделять особое внимание малоинициативным детям, имеющим сниженную потребность в физической активности, воспитанникам с ОВЗ, чтобы предупредить длительное нахождение на свежем воздухе без движений, несущее высокие риски для здоровья.
Виды прогулок в детском саду
Необходимость переосмысления устоявшихся традиций дошкольного образования, продиктованная изменениями социального характера, обуславливает целесообразность проведения различных видов прогулок в детском саду. Помимо прогулочной активности, организуемой с использованием устоявшихся структурных компонентов, активному всестороннему развитию воспитанников способствует проведение:
1. Тематических прогулок, которые могут быть продолжением выбранной темы дня, например, праздничного или памятного события, или выстраиваться по принципу доминирования отдельного вида детской деятельности — игровой, исследовательской, проектной.
2. Прогулок-походов (проводятся не чаще 1-2 раз в год, предусматривают обязательный выход за территорию на расстояние не более двух километров).
3. Развлекательных прогулок, организуемых со сказочным персонажем.
4. Прогулок-событий.
5. Спортивных прогулок.
6. Трудовых акций.
7. Прогулок-квестов.
В условиях важности сохранения высокого познавательного интереса у поколения малышей, растущих в стремительно меняющемся мире, воспитатель вправе активно экспериментировать с формами прогулочной деятельности, сохраняя обязательные структурные компоненты данной структурной единицы режима дня — организованную активность дошкольников под руководством педагога, взаимодействие малышей без вмешательства (но под контролем) взрослого, самозанятость ребенка. Не менее важный момент — сохранить оптимальное соотношение между игровой и остальными видами деятельности, ввиду того, что первая как основной способ знакомства малышей с миром должна оставаться приоритетной.
Организация спортивных прогулок в дошкольных образовательных учреждениях
Спортивная прогулка – особый вид прогулки, в которой используются разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики.
Цели:
- профилактика утомления,
- физическое и умственное развитие,
- оптимизация двигательной активности детей.
Задачи спортивной прогулки предусматривает :
- укреплять здоровье детей,
- закаливать организм в естественных условиях,
- повышать уровень физической подготовленности детей дошкольного возраста,
- формировать физические качества воспитанников,
- воспитывать интерес к спорту и здоровому образу жизни. При организации спортивной прогулки, как одного из видов прогулок важно помнить, что спортивным упражнениям и элементам спортивных игр дети обучаются в основном на физкультурных занятиях, которые проводятся на свежем воздухе. В существующих программах воспитания детей, перечислены спортивные игры и спортивные упражнения, которые могут быть включены в двигательный режим детского сада. Спортивные игры, которые включают в себя такие основные движения, как ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля и метание мяча, лазание и т. д. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок. Поэтому воспитатели должны распределять спортивные прогулки и упражнения на все прогулки.
В помощь воспитателю рекомендуется сделать подборку спортивных игр и упражнений с подробным описанием.
Структура спортивных прогулок может включать :
- организационный момент или вводную беседу;
- подвижные или спортивные игры;
- спортивные упражнения;
- самостоятельную деятельность;
- индивидуальную работу по различным направлениям развития воспитанников;
- подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания.
Спортивные игры и упражнения преимущественно проводятся на свежем воздухе. Поэтому, подбирая их, следует учитывать сезонные, погодные условия. Так в теплое время года отдается предпочтение спортивным упражнениям и спортивным играм с мячом; бегу (умеренному, быстрому, на выносливость). Играм в кегли, бадминтон, с элементами баскетбола, волейбола, катанию на велосипеде; зимой – катанию на санках, развлечению со снежками, скольжению на беговых дорожках, ходьбе на лыжах, играм в хоккей. Подбирая развлечения, следует помнить о педагогических задачах и физических нагрузках детей. В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения. В двигательную активность детей на прогулке следует включать подвижные игры.
На утренней прогулке для младшей группы - 6-10 минут; в средней группе 10 – 15минут; в старшей и подготовительной группе 20 -25минут. На вечерней прогулке : в младшей и в средней группах – 10-15 мин. В старшей и подготовительной группах – 12-15 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями. В старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований. Для спортивных игр желательно отводить не менее половины всей прогулки.
Спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, дидактические игры «Летние и зимние виды спорта», «Какой вид спорта здесь лишний», «Узнай по силуэту», «Кто больше видов спорта с мячом назовет»; игры на внимание «Верно ли исходное положение при метании, беге»; на воображение «Изобрази вид спорта». Также можно включать литературные задания: загадки, считалки, стихи.
Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Возможна экскурсия или прогулка на спортивный стадион. Наблюдение за тем, как занимаются спортсмены, поможет вызвать у дошкольников интерес, желание заниматься спортом.
С детьми младшего возраста на спортивной прогулке можно организовать разнообразные подвижные игры сюжетного характера, включающие основные движения. П/и «Наседка и цыплята», «Медведь и пчелы» и др.
С детьми старшего дошкольного возраста можно поговорить об истории развития спорта, познакомить их с современными спортивными играми. Можно ввести сюжетно-ролевые игры «Спортивные кружки», «Футбольный матч», в которых воспитанники смогут примерить на себя роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др.
Начиная со старшей группы, следует вводить адаптированные к дошкольному возрасту командные спортивные игры : футбол, хоккей, волейбол, баскетбол и др. Можно рассказать воспитанникам о народных играх, таких как городки, классики.
Спортивные прогулки предоставляют воспитанникам некоторую свободу выбора (для этого следует подобрать несколько вариантов заданий, игр, упражнений, при этом учитываются их интересы, желания.
Воспитатель на прогулках организовывает ребят для участия в спортивных играх и упражнениях так, чтобы не препятствовать их личным замыслам в игровой деятельности. Поэтому не рекомендуется громко звать детей для участия в развлечениях. Руководя играми и упражнениями, воспитатель использует обще-методические приемы обучения и воспитания детей – показ, объяснение, вопрос, указание, оценку действия, поощрение, пример другого ребенка.
При этом следует все время поддерживать эмоциональный подъем детей. Длительная инструкция, детальный показ движений могут задержать начало развлечения, которое дети ждут с нетерпением, и таким образом охладить их желание. Всяческая поддержка эмоционального настроя ребят побуждает их более энергичному выполнению движений, действий.
Из этих соображений объяснение и показ уместны до начала деятельности лишь в той мере, от которой зависят начальные действия участников, а затем в процессе деятельности можно дополнительно давать советы или указания.
С детьми 4-5 лет воспитатель – непременный участник спортивных игр и упражнений, особенно в том случае, если действия незнакомы малышам. Старшим дошкольникам педагог помогает начать игру, распределить роли, договориться о действиях, о порядке их выполнения, а потом уже наблюдает за ходом занятия и вмешивается только при необходимости. Проводя спортивные упражнения с техническими усложнениями, воспитатель должен все время принимать участие в них.
Организовывая игры и упражнения с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель побуждает их лучше выполнять действия. Воспитанников этой возрастной группы привлекает не роль победитель, а само действие. Воспитатель в каждом случае словесно поощряет всех, кто правильно выполнил действия. Педагог следит за тем, чтобы дети не переутомлялись. Необходимо учитывать, что физическая нагрузка действует на весь организм и вызывает изменения как в физиологическом, так и в психологическом состоянии.
Стоит так планировать игры на каждый день, чтобы в комплексе они составляли разнообразную по двигательному содержанию деятельность.
Качество организации и проведения спортивных игр и упражнений – от выбора до её окончания – зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми. Но одна из главных задач руководителя - суметь войти в детский коллектив, найти ключ к сердцу каждого ребёнка, вжиться в сферу игровых действий. Иногда он может и сам вступать в игру. Это важно в тех случаях, когда необходимо наладить контакт или показать образец умения играть. Такое участие вызывает доверие к педагогу, который может войти в детский мир игры, оставаясь справедливым и авторитетным судьёй.
Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают у них симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.