Мамулина
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики для детей второй младшей группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, а сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из 5 чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире»
Сухомлинский В. А.
Публикация «Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики для детей второй младшей группы ДОУ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность развития мелкой моторики бесспорна.
Значение мелкой моторики рук очень велико. Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дошкольник научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка.
Вывод:
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Цель кружка:
Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
Задачи кружка:
Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом. Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.
Используемые методы работы:
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей лучше и быстрее усвоить материал: различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации; использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев; решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук :
Традиционные:
самомассаж пальцев рук (поглаживание, разминание);
Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
Пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс);
Предметная деятельность (бумага, пластилин);
Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;
Кукольный театр: пальчиковый, перчаточный;
Деревянные матрёшки,
Игры с шариками.
Нетрадиционные:
Самомассаж кистей и пальцев рек грецкими орехами, карандашами, каштанами, воздушными шарами, перчатками с нашитыми пуговицами;
Игры с пальчиками с использованием разнообразного материала : бросового, природного;
массаж с помощью мячика Су-джок.
Перспективный план работы кружка
Сентябрь
Занятие 1.
Игра «Моя семья». Знакомство детей с пальчиками правой и левой руки.
Занятие 2.
Игра «Наш малыш». Продолжить знакомство детей с пальчиками правой и левой руки.
Октябрь Занятие 1.
Игра «В прятки пальчики играли». Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются», «Улиточка», «Дождик».
Занятие 2.
Игра «Раз, два, три, четыре, пять…». Пальчиковая гимнастика. «Ладони на столе», «Крючочки».
Ноябрь Занятие 1.
Игра «Идёт коза рогатая». Пальчиковая гимнастика «Коза и козлёночек», «Ладони на столе», «Пальчики здороваются».
Занятие 2.
Игра «Сидит белка на тележке». Пальчиковая гимнастика «Человечек», «Ладошка, кулачок, заборчик».
Декабрь Занятие 1.
Игра «Зайцы». Пальчиковая гимнастика «Зайчик», «Кольцо», «Зайчик-кольцо»
Занятие 2.
Игра «Мы капустку рубим». Пальчиковая гимнастика «Зайчик», «Ладонь-кулак», «Пальчики здороваются».
Январь Занятие 1.
Игра «Повстречались два котёнка».
Занятие 2.
Игра «На дверях висит замок». Пальчиковая гимнастика «Вышли зайчики гулять».
Февраль Занятие 1.
Игра «Лодочка». Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются», «Флажок».
Занятие 2.
Игра «Раз, два, три, четыре, пять…»
Март Занятие 1.
Игра «Пальчик – мальчик, где ты был?»
Занятие 2.
Игра «Здравствуй, солнце золотое!» Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются», «Солнце», «Деревья».
Апрель Занятие 1.
Игра «Бабочка – коробочка». Пальчиковая гимнастика «Солнце», «Деревья», «Дождик».
Занятие 2.
Игра «Наши алые цветки». Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Пчёлы».
Май
Занятие 1.
Игра «Птички».
Занятие 2.
Игра «В гости к пальчику большому».
Методическое обеспечение:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
3. Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
7. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
8. Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.
9. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
10. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
11. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
12. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.
13. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
14. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
15. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
16. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
17. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013
Электронные ресурсы:
1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.baby2000.ru/um/motorika.html
2. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132
3. Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm
4. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/581288
5. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
6. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
7. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml