Чусова Ирина
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно- значимой и творческой активности, воспитания у них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности….» -
Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением, которым отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Публикация «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» размещена в разделах
Дети в условиях современной России- наша тревога и забота, наша боль и усилия по привлечению внимания общества, государства, семьи, всех взрослых к проблемам маленьких граждан- будущего страны. Социально-психологические проблемы современного общества на протяжении многих лет связаны с изменением политической обстановки и специфической осуществления радикальных экономических реформ в России. Это влечет за собой значительное ухудшение положения семьи и детей, приводя к серьезным деформациям в их жизнедеятельности.
Резко возросло число безработных, малообеспеченных семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с отрицательным психологическим климатом. На социальное благополучие многих детей, их нравственное и физическое и психическое здоровье влияют ставшие весьма распространёнными случаи жестокого обращения с детьми, разрыва связей и отчуждения между ними и родителями, отказ от материнства и прочие явления. Все эти и многие другие факты в большинстве случаев приводят к детской безнадзорности, беспризорности, к правонарушениям и преступлениям, совершаемыми несовершеннолетними.
Не подлежит сомнению тот факт, что наш Центр является важнейшим звеном в системе государственных институтов по предупреждению и профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся.
Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних. Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении
Важнейшие профилактические задачи, стоящие перед каждым педагогическим коллективом:
• содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;
• формирование законопослушного поведения детей и подростков;
• оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;
• выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;
• профилактика раннего семейного неблагополучия.
Наша цель данному направлению :
• оказать теоретическую и практическую помощь присутствующим педагогам в решении вопросов, вызывающих затруднения в работе;
• познакомить с перечнем необходимой нормативно-правовой базы и документации;
• познакомить с основными методами и приемами работы, которые обеспечивают эффективность взаимодействия школы,семьи и различных служб в профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
• оказать практическую помощь в составлении психолого-социально-педагогической характеристики на «трудного ребенка».
Перечень документов ОУ по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних :
1. Социальный паспорт школы.
2. Комплексная программа по профилактике правонарушений.
3. План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы как приложение к плану воспитательной работы:
• педсоветы, совещания,семинары по вопросам профилактики;
• профилактические операции, рейды;
• совместная работа с субъектами профилактики;
• планы проведения месячников, Дней профилактики и др. ;
• план проведения родительского всеобуча;
• тематика родительских собраний.
Документы, формирующие личное дело обучающихся,
состоящих на учете в ПДН:
уведомление о постановке обучающегося на учет в ОДН ОП №8;
карточка обучающегося, состоящего на учете;
социальный паспорт обучающегося;
карта индивидуальной работы (общественный воспитатель, соц. педагог, педагог-психолог);
акт первичного обследования материально- бытовых условий;
акты посещения ребенка,состоящего на учете;
характеристика обучающегося;
ходатайство о приглашении ребенка (родителей) на КДНиЗП, о снятии с учета по исправлению или выбытию.
Документы, формирующие личное дело неблагополучной семьи, состоящей на учете в районном банке данных:
представление ОУ о постановке семьи на районный учет;
представление КДН и ЗП о постановке семьи на районный учет (заполняется КДН и ЗП);
карточка семьи для постановки на районный учет;
акт первичного обследования семьи;
акт контрольного обследования семьи;
программа (план) реабилитационной работы ОУ с семьей;
карта индивидуальной работы ОУ с семьей;
ходатайство ОУ о снятии семьи с учета;
постановление КДН и ЗП о снятии семьи с учета (заполняется КДН и ЗП);
ПАМЯТКА :
В соответствии со ст. 9 ФЗ №120 (1999 г.) необходимо информировать:
ПРОКУРАТУРУ – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
КДН И ЗП - о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд,отдых, жилище и т. д. ,а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке,
представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ- о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью,а также о семьях, находящихся в социально-опасном положении;
ОДН- о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий,а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов,школ-интернатов и др. образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
В нашем учреждении действует социально -психолого-педагогическая служба, обеспечивающая психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка на протяжении всего периода обучения,а родители всегда могут получить полезные советы или индивидуальные консультации по проблемам воспитания и обучения у педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, педагогов, хорошо знающих проблемы семейного воспитания и особенности развития ребенка. Педагогический коллектив и администрация учреждения стремятся работать по данному направлению в тесной взаимосвязи не только друг друга, но и с другими структурами района.
Мы стремимся использовать различные формы и методы сотрудничества с родителями, вовлекая их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на социально-психологическую адаптацию проблемных ребят, повышение родительского авторитета.
Терпение, уважение и доверие - на этих качествах строятся отношения педагогов и родителей в нашем коллективе.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНО -ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГАМИ В Центре :
Осуществление контроля за получением образования (контроль за пропусками, выявление детей, не посещающих школу, определение и назна- чение уровня программы обучения, в зависимости от физического и психологического здоровья ребенка, осуществление ознакомительных, профилактических и просветительских рейдах и др.);
Посещение семей (с целью обследования мате- риально-бытовых условий проживания ребенка; выяв- ления условий,необходимых для обучения ; контроля за его свободным времяпровождением;
Лекции,беседы, тренинги для родителей;
Проведение тренингов для несовершеннолетних;
Вовлечение детей в кружковую работу;
Дополнительные занятия с ребенком по ликвидации пробелов в знаниях;
Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании проблемного ребенка в неблагополучной семье;
Направление нуждающихся родителей в органы социальной защиты за социальной и материальной помощи;
Индивидуальная профориентационная работа социального педагога, педагога-психолога с проблемной семьей и ребенком;
Обследование обучающихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании на ПМПК;
Ходатайство о лишении родительских прав родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
Содействие в трудоустройстве выпускников школы;
Помощь в восстановлении доверительных отношений (проблемного подростка с родителями,педагогами и др.) ;
Информационная поддержка родителей и детей;
Диагностика : беседа, наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности (просмотр дневников, тетрадей, контрольных работ ит. д.); психолого-педагогические тесты (уровень знаний, воспитанности);комплексный анализ, социометрия (метод выявления социальных предпочтений в классе);
Содействие в обеспечении обучающихся горячим питанием, бесплатными учебниками;
Осуществление направлений (к наркологу, психиатру, невропатологу и др. необходимым специалистам);рекомендации, необходимые родителям, ребенку и др. ;
В нашем Центре проводится работа по всем направлениям профилактики безнадзорности, аддиктивного и асоциального поведения. Различные реабилитационные мероприятия, направленные на коррекцию поведения, восстановление межличностных отношений, снижение уровня агрессии, тревожности, повышение познавательного интереса и учебной мотивации, формирование элементарных организационных навыков.
Проведены профилактические беседы о правонарушениях среди подростков и уголовная ответственность за воровство, о вреде алкоголя, табака, наркотиков с привлечением врача нарколога, правовая беседа с привлечением работников КДН, половое воспитание, правила личной гигиены и ЗОЖ, необходимости профилактики расстройства зрения, гриппа и короновирусной инфекции, о недопустимости употребления несовершеннолетним снюса, алкоголя, табачных изделий.