Марина Глазунова
Профессиональное выгорание педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
(педсовет – 20.12.2018г.)
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ»
В ноябре в нашем педколлективе были проведены следующие диагностики:
«Определение темперамента»,
«Определение стиля межличностного взаимодействия» (С. В. Максимов, Ю. А. Лобейко,
«Психологический климат педколлектива»,
«Определение психического выгорания» (А. А. Рукавишников)
Публикация «Профессиональное выгорание педагогов» размещена в разделах
Итак, результаты диагностик. В нашем коллективе 4% холериков, по 4% смешанного типа холерик-меланхолик и флегматик-меланхолик, 11% с темпераментом сангвиника, 19 % флегматиков и 58% меланхоликов
Меланхолики – наиболее уязвимые люди, про таких говорят, что это индивидуумы с тонкой душевной организацией. Они остро воспринимают все, что происходит с ними и вокруг них, а потом долго переживают, причем даже по самым незначительным поводам. Общаться (и обращаться) с ними нужно очень деликатно, так как их чрезвычайно легко ранить, а обида и печаль поселяются в них надолго.
На меланхоликов нельзя кричать, они плохо переносят громкие и резкие звуки, так же, как и любые негативные посылы, направленные не только на них, но и на тех, кто им небезразличен. Эти люди боятся критики и недовольства окружающих, поэтому к ним нужно относиться лояльнее, а если все-таки есть необходимость в порицании, то постарайтесь сделать это мягко, без прямых обвинений.
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
К директивному стилю относятся 7 %, деловому – 13%, индикаторами невмешательства в действия других людей 50%, 53% придерживаются к коллегиальному стилю, и 47% нашего коллектива устремлены к взаимодействию с людьми.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ БЛАГОПРИЯТНЫЙ И ЗДОРОВЫЙ.
А вот результаты определения психологического выгорания не очень радуют. По этой диагностике можно было увидеть насколько выражена профессиональная мотивация (средний уровень -6%, высокий уровень у 17 % коллектива и очень высокий у 77%, психоэмоциональное истощение (низкий – составил 17%, средний – 50%, высокий 23 % и очень высокий - 10%, личностное отдаление (средний 56 %, высокий – 27% и очень высокий 17%). Психологическое выгорание (на среднем уровне у 27%, на высоком – 40% и на очень высоком 33%).
Так, что можно сказать, у 73% коллектива идет сильное выгорание.
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно - ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом).
Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении
Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, на первом месте стоит начало деятельности педагога после отпуска, каникул, курсов, то есть после того как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания — адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.
В качестве другой причины выделяются ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями. Причем если в первом случае состояние эмоционального выгорания возникает сразу, то во втором — негативная реакция имеет свойство сначала накапливаться и только потом переходить в состояние эмоционального выгорания. Это подтверждает наличие еще одной функции данного состояния — защитной, которая оберегает психику педагога от разрушения в связи с неадекватно высокой эмоциональной напряженностью в деятельности.
На следующей ступени выгорания : это проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.
Что же является причиной возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности :
• высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
• жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год, ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
• организационные моменты педагогической деятельности : нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
• ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда;
• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.
Таким образом, в педагогической деятельности целесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания : личностный, коммуникативный и организационный.
Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.
Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома — это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Если для работника выполнять распоряжения начальника является делом чести, но он объективно не в состоянии этого сделать, то возникает стресс, происходит ухудшение качества работы, может произойти разрыв взаимоотношений с коллегами.
Представим ситуацию, когда у человека возникает несоответствие между собственными этическими принципами и ценностями и требованиями, которые предъявляет работа. Если для работника важно удержаться на этом рабочем месте, то постепенно идет привыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость.
Тем не менее можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т. е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции.
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира,
чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.
6. Эмоциональное общение. Рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.
7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания
КАКИЕ КАЧЕСТВА, ПОМОГАЮТ ИЗБЕЖАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ :
Во-первых:
• хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
• опыт успешного преодоления профессионального стресса;
• способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
• высокая мобильность;
• открытость;
• общительность;
• самостоятельность;
• стремление опираться на собственные силы.
РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА:
1. Используя возможности психолого-педагогической службы школы, включить в методическую работу проведение превентивных тренингов для учащихся, ориентированных на формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости и повышения мотивации обучения. (отв. Администрация школы, руководители МО)
2. Организовать постоянный мониторинг состояния эмоциональной напряженности профессионального труда педагогов школы и отслеживания результатов профессиональной деятельности (отв. педагог – психолог)
3. Активизировать работу по повышению значимости и престижности труда педагогов через систему мероприятий, стимулирующих творческую деятельность, обеспечение благоприятной психологической атмосферы в коллективе, функциональное использование системы поощрений, обеспечение условий для создания ситуации успеха и эмоциональной включенности сотрудников (отв. администрация)