Елена Кайдаракова
Эссе «Профессиональное самоопределение: выбор и решение»
▼ Скачать + Заказать документы
Человек – хозяин своей судьбы. Всем известно, что будущее строим мы сами, и выбор профессии является одной из важных этапов в нашей жизни. Мы не должны спешить с её выбором. Мы должны учитывать собственные способности, характер, достоинства и недостатки, прислушиваться к совету родителей и друзей, но должны выбрать профессию, которая нравится именно нам. Как не обмануть свои надежды, не упустить свой шанс и не ошибиться с выбором будущей профессии, ведь их так много! Именно с этих вопросов начинается первые задатки самоопределения.
Темочки:
Понятие «самоопределение» соотносится с такими понятиями как «самоакутализация», «самореализация» и другие. Часто самореализацию, самоактуализацию и т. п. связывают с трудовой деятельностью, с работой, а именно – с нахождением смысла в своей работе. Профессиональное самоопределение не сводится к выбору профессии и не заканчивается с окончанием профессиональной подготовки по выбранной специальности, а продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Так пишет Е. А. Климов, известный ведущий специалист СССР и России в области психологии «профессиональное самоопределение является системообразующим центром для всей системы возможных “самоопределений” подрастающего человека как субъекта деятельности и гражданина». Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Среди сотен профессий есть одна, которую я считаю самой интересной - это педагогика. К этой профессии я пришла не случайно: когда моя бабушка была маленькой девочкой она очень хотела быть учительницей. Но выучиться ей не получилось, так как ее детство выпало на послевоенные годы и на ее плечи легли не только детские и взрослые проблемы. Но она всегда рассказывала о своих учителях с такой благодарностью и трепетом и уважением, что для меня это казалось профессией почетной. Думаю, что именно она вызвала первый интерес к этой профессии.
В данный момент я работаю в детском саду воспитателем. Воспитатель – это тоже учитель, учитель малышей. Труд воспитателя можно представить как многогранник, каждая грань которого не похожа на другую, и в тоже время одинаково важна. Воспитателю необходимо так организовать свою педагогическую деятельность, чтобы каждая грань приносила пользу детям, их родителям, коллегам, и радовала самого педагога. Поначалу мне было сложно: написание планов, составление распорядка дня, подготовка и проведение занятий в игровой форме, каждодневное общение с такими разными родителями. Временами одолевали сомнения: туда ли я пришла, тем ли занимаюсь.
Я считаю профессию педагога самой важной на Земле, и для меня моя профессия – источник радости, человеческого общения, счастье погружения в мир детства. Я благодарна всем, кто меня окружает, поддерживает, радуется вместе со мной и огорчается, изменяется сам и помогает изменяться другим. Не стоит бояться меняться, учиться, рисковать, пробовать новое, и поэтому мое педагогическое кредо: «Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас» (К. О. Конради).