Сахно Наталья Петровна
Методическая разработка «Проект как метод организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Объект изучения
- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования
- использование метода проекта в организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Методическая разработка „Проект как метод организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Гипотеза:
проект является методом организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет, поскольку он предоставляет возможности для детей: самостоятельно видеть проблему, правильно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы; предлагать варианты решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельно и осознанно планировать свою работу; дать оценку результату, делать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.
Цель исследования:
изучить теоретические основы организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста; разработать и внедрить педагогическую технологию организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, с использованием метода проекта.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, в работе решались следующие
задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по вопросу организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить и уточнить этапы, содержание, критерии и уровни организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть сущность метода проекта и его использование в практике ДОУ.
4. Разработать и внедрить педагогическую технологию организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проекта.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался
комплекс методов:
1)аналитические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования;
2)методы эмпирического исследования: беседы индивидуальные и групповые, наблюдение, изучение и анализ результатов исследовательской деятельности старших дошкольников, диагностические (тестирование, ранжирование, формирующие (творческие исследования);
3)методы математической обработки результатов экспериментальной работы.
В контексте нашего исследования мы рассмотрели этапы исследовательской деятельности, с позиций личностного развития ребенка, опираясь на исследования Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, А. В. Н. Н. Поддъякова и др. Первый этап характеризуется проявлением любопытства; второй этап - резкое увеличение осмысленности; третий этап - наглядно-образное мышление и воображение; четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельностью; пятый этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический.
На основании анализа полученного материала были выявлены
три уровня развития исследовательской деятельности
старших дошкольников.
Высокий уровень
развития исследовательской деятельности (3 балла); характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.
Средний уровень
развития исследовательской деятельности (2 балл); характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого.
Низкий уровень
развития исследовательской деятельности (1 балл); характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты.
структура метода проекта старших дошкольников, включающая в себя следующие
компоненты:
целеполагание планирование процесса реализация процесса, согласно плана рефлексия проделанной работы коррекция.
Рассмотрим
структурные компоненты
педагогической технологии.
I.Научная концепция. (теоретические положения ведущих ученых,
II. Содержательная часть. Данная часть включает в себя целевые установки (цели, задачи, гипотезу, принципы, позицию ребенка и педагога, объем и характер содержания педагогического процесса, способствующие пониманию трактовки технологии построения и функционирования.
III. Процессуально-методическая часть. В ней описывается непосредственная реализация педагогической технологии через педагогический процесс и методическое обеспечение, способствующие достижению поставленных целей и задач. состоит из последовательно реализующихся блоков технологической системы:
1 блок: входная (предварительная) диагностика.
2 блок: организация педагогического процесса. Этот блок включает в себя формы, методы организации педагогического процесса на каждом этапе технологической цепочки, способы и приемы управления (диагностика, контроль, коррекция).
3 блок: результат.
Список литературы.
1. Агафонова В. Ф. Проектное обучение – каждому по способностям [Текст] / В. Ф. Агафонова // Профессиональное образование. – 2003. – № 9. – C.14.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Ананьев Б. Г. - М. : Педагогика, 1980. – 324с.
3. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Международная пед. академия, 1995. – 209 с.
4. Большой энциклопедический словарь [Текст] – 2-е изд., перепр. и дополн. – М. : Большая Рос. Энциклопедия, 1998. – 1456 с.
5. Венгер Л. А. Психология [Текст] / Венгер Л. А., Мухина В. С. - М. : Просвещение, 1988. – 318с.
6. Ветлугина А. Н. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: книга для воспитателя детского сада [Текст] / А. Н. Ветлугина – М. : Просвещение, 1987. – 58 с.
7. Веракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте [Текст] / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - С. 135-139.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, – 1991. – 420с.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. [Текст] / Гл. ред. А. В. Запорожец. – Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – 310с.
10. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // Исследования в советской психологии. – М. : Наука, 1966. – С. 236-277.
11. Данюкова А. Вы любите проекты? [Текст] / А. Данюкова // Обруч. – 2001. – № 4. – С. 10-13.
12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др. / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб. : Изд-во «Акцидент», 1995. – 288 с.
13. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / Под ред. Т. А. Репиной – М. : Педагогика, 1987. – 192 с.
14. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч. 1. [Текст] / Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др. – М. : Просвещение, 1988. – 243с.
15. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов и уч-ся пед. училищ. [Текст] / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохиной. – М. : Просвещение. – 1986. – 415 с.