Наталия Кладова
Проблемы социальной адаптации воспитанников школы-интерната и пути их решения
▼ Скачать + Заказать документы
Вчерашнему выпускнику школы интерната необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.
Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка : обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.
Публикация «Проблемы социальной адаптации воспитанников школы-интерната и пути их решения» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Выпускники школы – интерната чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными.
На первом месте стоят задачи социальной адаптации воспитанника, выпускника школы - интерната. Социальная адаптация в виде активного приспособления к условиям социальной среды при помощи усвоения и принятия определенных целей, ценностей, а также норм, правил и общепринятых способов поведения, является основой для личного и социального благополучия. Ребенок, воспитываемый вне семьи или ограниченный в умственном развитии не может сам выделить и осознать, усвоить звенья социальных структур, позволяющие поддерживать комфортное существование в социальной среде, а также реализовывать потребности и цели. Поэтому социальная адаптация является важной задачей обучения и воспитания ребенка, находящегося в школе - интернате.
Проблемы трудовой, а также бытовой и психологической адаптации выпускников школ- интернатного типа являются довольно частым явлением. Выпускники школы-интерната часто меняют места работы и неудовлетворенны зарплатой; у них возникают трудности при общении с коллективом, отстраненность от участия в жизни предприятия. Основные проблемы появляются при неправильном распределении бюджета и рациональном ведении хозяйства.
Задача программы школы-интерната – формирование знаний и умений, а также навыков, которые сопутствуют социальной адаптации выпускников, повышение уровня общего развития воспитанников, всесторонняя их подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Воспитанники школы-интерната ограничены в возможностях полноценного участия в общественной жизни. Задачей нашей школы является создание таких условий обучения и воспитания, которые помогут самореализации выпускников с максимальной пользой и приобщат их к активному участию.
1. Правовая социализация.
Дети, особенно подростки, в нашей стране считаются самой незащищенной группой. Их права нарушаются намного чаще, чем у людей старшего возраста. Именно поэтому дети должны научиться защищать свои права.
Занятия по правовой социализации направлены на приобщение воспитанников к социальной жизни, на усвоение знаний и ценностей, а также норм, установок и образцов поведения, которые присущи данному обществу. Способствуют становлению воспитанника личностью, способной жить, работать и общаться в обществе.
Занятия позволяют детям получать представление о правах человека, о документах, законах и обязанностях. Воспитатель объясняет детям, куда им можно будет обратиться, если их права нарушаются.
Цель: Подготовка воспитанников к полноценной жизни в правовом государстве и гражданском обществе.
Задачи:
- подготовить воспитанников к самостоятельной жизни с осуществлением конституционных прав и обязанностей, к защите своих нарушенных прав;
- формировать ответственность за возложенные на них обязанности, как на граждан;
- формировать основы правосознания с пониманием необходимости соблюдения законов и с неотвратимостью наказаний за нарушения;
- помощь в овладении знаниями, навыками и умениями поведения.
2. Профессиональное самоопределение воспитанников школы - интерната.
Воспитанники школы-интерната, особенно выпускники, должны определиться с выбором профессионального пути. Считаю необходимым ориентировать детей на осознанный выбор профессии, а также на самостоятельность, ответственность в принятии данного решения.
Цель: Приобретение воспитанниками тех знаний и умений, которые необходимы при выборе профессии, при продвижении в процессе принятия решения о выборе профессионального пути.
Задачи:
- обогатить представления детей о разнообразном профессиональном мире;
- выявление интересов, их склонностей и индивидуальных способностей;
- развитие свойств личности, которые являются необходимыми для трудовой самостоятельной деятельности, для честности и предприимчивости;
- формировать представления о практическом применении приобретенных знаний, умений, навыков в определенной сфере;
- Развитие трудовой дисциплины воспитанников и их профессиональной зрелости.
3. Безопасность жизни.
Занятия проводятся с детьми разных возрастов с учетом их возрастных особенностей и уровня развития.
Курс занятий позволяет воспитанникам получить представление о собственном здоровье, о пользе ведения здорового образа жизни, о существующих опасностях в жизни, о прогнозировании и избежание опасных ситуаций.
Цель: Организация безопасности жизнедеятельности воспитанников, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
- научить воспитанников соблюдению правил поведения на дорогах и в транспорте, также в лесу, дома и на воде;
- ознакомить с правильным и аккуратным использованием бытовой техники;
- научить оказанию первой медицинской помощи;
Занятия проводятся при помощи форм работы, в которые входят: рассказы воспитателя, просмотр соответствующих тематике видеофильмов, проведение экскурсий, конкурсов, викторин, практических занятий, целевых прогулок, походов и игр.
4. Культура поведения воспитанников и их общения.
Воспитанники школы-интерната мало знают об окружающем мире, имеют повышенную психическую истощаемость и эмоциональную неустойчивость.
В детстве, когда у детей закладываются основы личности, они находились в таких условиях, где недоедали, спали в грязной постели, запечатлели в своей эмоциональной памяти алкоголизм родителей, своеобразные отношения между людьми.
Для них является нормой эмоциональная холодность, а также отсутствие навыков общения и скованность. Воспитанники школы - интерната растут в особом мире, который является полуизолированным от реального. В результате, при вступлении в самостоятельную, взрослую жизнь, у них появляются трудности при общении с людьми, сформировывается некоммуникабельность и неприятие себя как личности.
Цель: Нравственное воспитание и развитие личности воспитанника.
Задачи:
- сформировать представления о нравственных нормах общения, выработать навыки этического поведения.
- формирование культуры общения посредством речи.
- развивать коммуникативные качества.
Методы проведения занятий: беседы проводятся в виде диалогов, творческие задания способствуют расширению кругозора ребенка, тестирование и анкетирование подводят результаты о проделанной работы, анализ художественных текстов обогащает знания ребенка.